Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

VI. Психоаналитическое учение о болезнях.

Предварительные замечания.

Существует масса разнообразных возможностей включения психоаналитического учения о болезнях в введение в психоана­лиз. Мы могли бы ориентироваться по известному психоанали­тическому учению о фазах, по которому развитие человека протекает в оральной фазе через анальную к генитальной ступени развития. Можно описать особенности каждой из фаз, относящиеся к ним кон­фликты, возможности решения этих конфликтов и, наконец, невроти­ческие попытки справиться с ними. Последствиями этого являются свя­занные с той или иной фазой специфические невротические расстрой­ства, которые мы в последовательном порядке разделим на «оральные», «анальные» и «генитальные» неврозы. В оральной фазе главную роль, разумеется, играет дуальное отношение между ребенком и матерью, в то время как для генитальной фазы характерен треугольник отноше­ний ребенка с матерью и отцом, представляющий собой несомненную общественную ячейку. Различные социальные обстоятельства всякий раз создают те или иные конфликтные ситуации, которые, если они не могут быть решены в соответствии с типом конфликта, влекут за собой попытки решить их в соответствии с тем или иным характерологическим типом. Поэтому психоаналитическое учение о болезнях подразделяется следующим образом:

Серьезные нарушения в отношениях между матерью и ребенком ведут к усилиям по преодолению этих (серьезных) нарушений. Такие усилия могут проявляются клинически в виде шизофрении и тяжелой депрессии. Нарушения в фазе моральности» способны в последующем приводить к психическим нарушениям — алкоголизму и наркотической зависимости. К этому же относятся и нарушения, относящиеся к пище, особенно, распространенная сейчас у молодых женщин «мания похуде­ния» со своей чрезвычайной формой — булимией, а также хроническая склонность есть очень много, приводящая к ожирению. При других психосоматических заболеваниях — на примере которых мы сможем убедиться, что психические причины серьезно участвуют в их возник­новении,— тяжелее установить причинно-следственную связь между оральной фазой, с одной стороны, и развивающейся психической бо­лезнью, с другой. Определить например, зависимость между душевным состоянием и кожным заболеванием можно, установив соответствую­щие причинно-следственные связи, наблюдая, например, за заботли­вым уходом матери за младенцем. Стоит лишь представить, что мать может или чрезмерно стимулировать кожу младенца или избегать вся­кого к ней прикосновения. При астме, повышенном кровяном давлении и ревматизме суставов выстроить такую зависимость, напротив, не так легко. Я еще вернусь к этому сложному вопросу при обсуждении пси­хосоматических заболеваний. Не менее интересные причинно-следст­венные связи обнаруживаются между определенными нарушениями оральной или анальной фаз, с одной стороны, и делинквентным пове­дением, с другой.



Здесь важно предостеречь читателя от попыток представить обу­словленные психикой заболевания, опираясь на психоаналитические фазы развития. Основываясь на сегодняшнем уровне развития психо­анализа, я считаю эти попытки слишком поспешными. Вместо этого можно предложить читателю проследить за тем развитием, что пере­жила психоаналитическая наука за последнее время. Я напоминаю о дереве психоаналитического познания (см. гл. II). Однако мы все же не станем терять из поля зрения показанные до того причинно-следст­венные связи между определенными фазами развития и конкретны­ми психическими заболеваниями, только потому уже. что они имеют большое практическое значение для основной цели анализа, а именно — исцелить пациента с помощью психоаналитических мероприятий или, выражаясь иначе, устранить те или иные нарушения.

Поэтому сначала мы обратимся к психоаналитическому учению о неврозах в той его форме, в какой оно выделилось уже во времена Фрейда как учение о классических неврозах, будучи к тому моменту относительно законченной теорией. Стержневым комплексом этих пси­хических нарушений, выделяемых порой как «классические». является эдилов комплекс — неизбежный судьбоносный конфликт между сыном, матерью и отцом, изображенный в драматической форме в трагедии Софокла и научно систематизированный Фрейдом в его «эдиповой» теории классических неврозов, истерий, неврозов навязчивого состоя­ния и фобий*. Следует также учитывать, что во многих работах не уде­ляется необходимое внимание невротической депрессии.



Перед тем как приступить к разбору отдельных неврозов, необхо­димо выявить основные взаимосвязи между эдиповым конфликтом, тревогой и т. н. защитными механизмами. В связи с этим я хочу еще раз уже в рамках психоаналитической теории личности поднять за­тронутую проблему разграничения между здоровьем и болезнью и про­яснить вопрос, который горячо обсуждался еще во времена студенчес­кого движения (60-е годы): о взаимосвязи между возникновением, числом и развитием невротических нарушений и общественными про­цессами. В тесной связи с этим я затрону современные «пост-класси­ческие» неврозы (нарцистические неврозы) и т. н. «пограничные» нарушения и перверсии и поговорю об их отношении к доэдиповым конфликтам. Из Очень ранних нарушений отношения «мать — дитя» вытекают серьезные психические расстройства, такие, например, как шизофрения, депрессия и мания, которые мы. следуя психиатрической классификации, называем психозами. Однако, с этими заболеваниями психоанализ разобрался уже во времена Фрейда. Соответственно спе­циальные главы посвящены делинквентному поведению, алкогольной и наркотической зависимости, психосоматическим нарушениям, поскольку из-за их частоты и распространенности именно эти нарушения приобретают наиважнейшее значение в политике и здраво­охранении.

Карта сайта
profilakticheskie-i-prognosticheskie-meropriyatiya.html
profilakticheskie-meropriyatiya-vulkanicheskih-izverzhenij.html
profilakticheskie-vozgoraniya-torfa-i-borba.html
profilaktika-kontaktnoj-infekcii.html
proishozhdenie-skandinavskoj-hodbi.html
promezhutochnie-i-transportnie-hozyaeva.html
proporcii-i-predstavleniya-o-krasote.html