Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

Уроки 37-38. Строение тела человека

Уроки 37-38. Строение тела человека

Цели: ознакомить с внешним и внутренним строением тела че­ловека, основными внутренними органами и их функциями; нау­чить определять местонахождение основных внутренних органов.

Оборудование: таблица «Внутренние органы человека», муляж сердца.

Ход урока

I.Введение в тему Задание учащимся.

-Каждый из вас очень много раз смотрелся в зеркало.

Назовите, из каких частей состоит ваше тело. Части тела назы­вайте последовательно сверху вниз.

Давайте проверим, у всех ли есть те части тела, которые вы на­зывали:

1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу
по парте.

2. Покажите, где находится ваша шея.

3. Пощупайте грудную клетку.

4. Погладьте друг друга по спине.

5. Погладьте себя по животу.

6. Поднимите правую руку вверх.

7. Спрячьте левую руку за спину.

8. Поставьте правую ногу на пятку.

Топните левой ногой

Вопросы учащимся.

- Как одним словом назвать грудь, спину и живот? (Туловище.) jj

- Почему руки называются верхними конечностями?

- Почему ноги называются нижними конечностями?

II.Знакомство с внутренними органами

- -Всё, что вы показали, находится снаружи нашего тела. Это внешнее строение тела человека. А что у нас внутри? Внутренних органов много. Вы ещё познакомитесь с ними и их работой в орга­низме, когда станете старше. Каждому надо знать свои основные внутренние органы, их расположение и работу.

III. Итог урока

- Назовите основные внутренние органы.

- Назовите части тела.

Домашнее задание учебник, с. 6-9; .рабочая тетрадь, с. 4, за­дания 3,4.

Ш. Итог урока.

— Что нового услышали вы на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 30-33; рабочая тетрадь, с. 14, задание 3.

Урок44. ЛЕСНЫЕ ОПАСНОСТИ

Цели: рассказать об опасности, которую несут ядовитые грибы, ягоды, некоторые животные; научить отличать съедобные и ядови­тые грибы и ягоды, правильно вести себя в лесу.

Оборудование: муляжи (или рисунки) грибов, две корзин­ки, гербарий.

Ход урока

I. Введение в тему. Ученик.

ВКУСНЫЙ СУП

Ведьма суп варить решила.

Змей сушёных покрошила,

Развела большой костёр

И поставила котёл.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор-

Отыскала мухомор,

Для приправы - бузины,

Для отравы - белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины...

Супчик вышел - то что надо:

Целых двадцать литров яда!

—Хотелось бы вам попробовать этого супчика? Почему? Кроме Ведьмы в лесу живёт Добрая Волшебница. Давайте по­можем им собрать грибы в эти корзинки.



Учитель ставит на стулья две корзинки. На столе лежат муляжи (ри­сунки) грибов. Каждый вызванный ученик берёт со стола гриб и кладёт в корзину Доброй Волшебницы, если гриб съедобный, и в корзинку Ведь­мы, если гриб ядовитый.

П. Изучение нового. Опасные грибы и ягоды.

Беседа.

-Назовите грибы из корзинки Доброй Волшебницы, из корзин­ки Ведьмы.

- Как вы определяли, в какую корзину какой гриб следует по­ложить?

- Что надо сделать, если вы сомневаетесь в том, съедобный гриб или ядовитый? (Спросить у взрослых.)

- Если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо с ним поступить? (Не срывать. Ну а если сорвали - выбросить.)

- Какие правила вы могли бы предложить для запоминания своим друзьям?

1. Собирай только знакомые тебе грибы.

2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы.

3. Всегда спрашивай взрослых, съедобны ли грибы, которые ты
собрал. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие - нет.

Но ядовитыми бывают не только грибы, но и ягоды. Вы знаете их? Назовите.

Дети рассматривают гербарий ядовитых растений, читают названия, делятся своими знаниями.

Постарайтесь запомнить эти ягоды и никогда не пытайтесь их пробовать. Даже если вы не запомнили твёрдо их внешний вид, не собирайте незнакомые ягоды и не срывайте их просто так. Яд мо­жет попасть на руки, а затем в рот и может вызвать тошноту, боли в животе, рвоту.

Прочитайте текст в учебнике с. 36.

Определите названия грибов и ягод.

Назовите съедобные и ядовитые.

III. Опасные животные.

-Вспомните медвежонка Винни-Пуха. Для чего ему понадо­бился синий воздушный шарик?

- Почему пчёлы так подозрительнр смотрели на Винни-Пуха?

- Какой опасности он подвергался?

- Каких насекомых вы боитесь? Почему?

- Почему насекомые нападают на людей? (Они потревожены, защищаются.)

- Прочитайте текст на с. 37.

- Запомните внешний вид этих насекомых.



IV. Итог урока.

- Как уберечь себя от опасностей в лесу?

Домашнее задание: учебник, с. 36-37; рабочая тетрадь, с. 16, задание 3.

Урок 45. КАК НУЖНО КУПАТЬСЯ?

Цели: изучить правила поведения на водоёме; развивать уме­ния анализировать, обобщать, делать выводы.

Ход урока

I. Введение в тему.

Ученик читает стихотворение.

У РЕКИ

Летним утром в белых майках

На реку пришёл отряд. Как ромашки, на лужайке Майки белые лежат.

Шумно плещутся ребята, Лишь один Олег сухой. Он с мосточка трусовато Воду пробует ногой.

Все друзья зовут Олега: «Можем плавать научить!», Но боится неумеха Даже ноги намочить.

-Почему Олег не стал купаться в реке? П. Плавание. Беседа.

- Кто из вас умеет плавать?

- Где вы этому научились?

- Кто вас учил?

- Каким стилем умеете плавать?

стиль,

Какие способы плавания знаете? (Кроль, или вольный брасс, баттерфляй — в переводе с английского — «бабочка».)

- Вспомните, вы сразу стали учиться плавать каким-либо опре­делённым стилем или начинали с подготовительных упражнений?

— Расскажите, как это было.

• Для учителя.

На первых занятиях по обучению плаванию новички выполня­ют подготовительные упражнения: погружение с головой в воду, открывание глаз, выдох в воду, всплывание на поверхность без движения, скольжение в различных положениях. Эти тренировки необходимы, поскольку они закладывают основы правильных дви­жений. Позднее в тренировку включаются элементы техники спор­тивных способов плавания.

—Для чего вы учились плавать? (Плавание помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым, а в опасных си­туациях спасает и жизнь.)

• Из истории.

Во время войны многократный чемпион страны по плаванию Леонид Мешков был разведчиком. В одном из боёв ранило его то­варища. Мешков сделал ему перевязку и понёс к реке. Но в это время ранило и его самого. Боль была нестерпимой, но он плыл, работая одними ногами, и сумел переправить товарища на берег.

После госпиталя раны чемпиона зажили, но руки стали беспо­мощными. А Леониду очень хотелось вернуться в спорт. Несмотря на боль, ежедневно помногу часов сгибал и разгибал непослушные пальцы. Занимался на специальных аппаратах, сделанных им са­мим, лечебной гимнастикой... В 1943 г. он вернулся на водную до­рожку и снова стал чемпионом.

III. Правила поведения на водоёмах.

-Но каждый умеющий и неумеющий плавать должен обяза­тельно знать и выполнять определённые правила купания. Это по­может сохранить жизнь и здоровье.

Какие правила безопасности на воде вы уже знаете из рассказов взрослых и друзей?

• Для учителя.

Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду (край пристани, мост, крутой берег).

Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или пла­ваешь плохо.

Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне. Нельзя заплывать за буйки.

Никогда не играй в игры с удерживанием «противника» под водой - он может захлебнуться.

Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плава­тельных средствах. Они могут не выдержать твоего веса и перевер­нуться.

Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе

с ними пойти ко дну.

При грозе немедленно выходи из воды. Вода притягивает элек­трический разряд, и если ты не вылезешь на берег, в тебя может ударить молния.

Никогда не соглашайся на спор прыгнуть в воду с большой высоты или проделать ещё какой-нибудь рискованный трюк.

Зови на помощь, только если действительно что-то случилось. Иначе не помогут, когда тебе на самом деле будет угрожать опасность.

IV. Правила спасания тонущих.

Если на ваших глазах кто-то тонет, не стоит сломя голову бро­саться в воду. Спасти утопающего непросто даже взрослому чело­веку. Вы можете помочь утопающему, не заходя в воду:

1. Увидев тонущего человека, ты должен сразу же привлечь внимание окружающих криком: «Человек тонет!».

2. После этого посмотри, нет ли рядом спасательного средства. Им может стать всё, что плавает на воде и что ты сможешь добро­сить до тонущего: спасательный круг, резиновая камера, доска.

3. Не мешай советами работе спасателей. Они лучше знают, как помочь тонущему.

Лучше вызови скорую помощь, позвонив «03».

V. Работа по учебнику, с.34-35.

VI. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 34-35; рабочая тетрадь, с. 20, задание 3.

Урок 46. ОПАСНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

Цели: рассказать об опасных ситуациях, которые связаны с не­знакомыми людьми; обучить навыкам ориентирования в ситуации с незнакомыми людьми, используя правила безопасности.

Ход урока

I. Введение в тему.

Беседа по тексту.

Урок предлагается начать с чтения текста В. Волкова «Мамина под­руга» (с. 42-АЗ).

- Подумайте, откуда чужая женщина узнала имя девочки.

- Действительно ли она звонила Олиной маме?

- Что придумала девочка, чтобы не пустить домой незнакомую женщину?

- Что могло произойти, если бы девочка не послушалась маль­чишку?

- Какое правило вы можете сформулировать?

Не приводить домой чужих и малознакомых людей и никому не да­вать ключ, когда родителей нет дома.

П. Опасные ситуации. Правила безопасности.

Беседа.

-Вспомните сказку «Волк и семеро козлят».

- О чём в ней рассказывается?

- Как вы думаете, съел бы волк козлят, если бы в двери их из­бушки был глазок?

- Как вы поступаете, когда взрослых нет дома, а в дверь вашей квартиры позвонили?

Работа стекстом учебника.

-Рассмотрите внимательно рисунки на с. 38.

- Опишите ситуации, как вы их представляете.

- Прочитайте текст, с. 38.

- Какие правила мы можем сейчас сформулировать? Правила:

1. Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнако­мый человек.

2. Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач, или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей.
Преступники могут переодеться в любую форму.

Не пускайте дядю в дом, Если дядя незнаком! И не открывайте тёте, Если мама на работе. Чтоб тебя не обокрали, |щ Не схватили, не украли, Незнакомцам ты не верь, Закрывай покрепче дверь!

Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сра­зу же позвони в милицию по телефону «02» и назови свой точный адрес.

3. Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе ро­дителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее. I

-Рассмотрите рисунки на с. 39.

- О чём вас предупреждает автор?

- Прочитайте текст на с. 39.

- Какие правила поведения с незнакомыми людьми, на улице вы можете предложить?

Правила:

1. Если ты на улице один, вступать в разговор с чужими людь­ми нельзя. Вполне вероятно, что заговоривший с тобой незнакомец -чудесный, добрый человек, но ведь он может оказаться не очень хорошим - с первого взгляда не поймёшь.

2. Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не са­дись к нему в машину, даже если он (или она) говорит, что отведёт тебя к маме или папе.

3. Не бери у чужого человека конфеты, деньги и другие подар­ки. Может быть, он предлагает их от чистого сердца, а может быть, и нет.

4. Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить тебе. С какой стати? Ведь это совершенно чужой человек. Ответь, что тебе ничего не нужно.

5. Если посторонний человек возьмёт тебя за руку и попытается силой увести тебя за собой, нужно вырваться и убежать домой или броситься за помощью к кому-нибудь из прохожих. При необходи­мости кричи изо всех сил. Преступники боятся громких криков.

А что делать, если вы потерялись на чужой улице или в боль­шом магазине?

Прочитайте об этом на с. 40-41.

III. Итог урока.

- Какой вывод вы сделали для себя?

Домашнее задание: учебник, с. 38-41; рабочая тетрадь, с. 20.

Урок 47. НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

Данный урок строится на рассказах детей о своей семье, семейных традициях, отношениях взрослых и детей. Параллельно проводится рабо­та по рисункам на с. 46-47. Из урока дети должны уяснить, что каждый член семьи заботится об остальных. Дружеские отношения взрослых и детей укрепляют семью, создают благоприятную обстановку для полно­ценного труда и отдыха.

Домашнее задание: учебник, с. 46-51; рабочая тетрадь, с. 21.

Урок 48. В ШКОЛЕ

Цели: изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения товарищей и самого себя в школе.

Ход урока

I. Беседа о школе.

-Нравится вам здание нашей школы? Почему нравится?

- Что вы хотели бы изменить? Почему?

- Что находится в школьном дворе?

- Для чего различные площадки?

- Что вам нравится внутри здания?

Что бы вы хотели изменить?

- А зачем вы ходите в школу?

- Рассмотрите рисунок на с. 54.

- Где находятся дети?

- Как вы догадались, что это школа?

- Чем занимаются ребята во время перемены?

- А что делаете вы в это время?

- Нужна ли в школе культура общения?

- Как вы это понимаете?

- Рассмотрите рисунки. Что на них хорошо, что плохо?

- Какие обязанности есть у вас в школе?

II. Чтение текста на с 52-53.

-Что же главное в школе?

- Почему знаний в школе не уменьшается?

- Прочитайте пословицы и объясните их.

III. Правила поведения на уроке.

Беседа.

-Зная режим дня, мы помним, что умственная работа обяза­тельно должна чередоваться с физической разгрузкой.

- Как это выполняется в школе?

- Как должны вести себя ученики на уроке? Почему? Расска­жите.

- Бывают ли нарушения порядка?

От чего это происходит?

- Почему на уроке желательно всем ученикам чётко выполнять задания учителя?

- Закройте глаза и подумайте, часто ли вы нарушали правила поведения на уроке. Кому это мешало? Вслух об этомне говорите.

- Что бы вы сказали мальчику, который нарушает правила по­ведения на уроке?

IV. Правила поведения на перемене.

Беседа по тексту учебника.

-Рассмотрите рисунок на с. 55.

- Это урок или перемена?

- Почему вы так решили?

- Прочитайте стихотворение.

- Что так удивило Муравья?

- Почему он назвал школу муравейником?

- Что вы делаете на перемене?

- Чего делать не следует? Почему?

V. Экскурсия по школе.

Учитель проводит детей по тем участкам здания, где они часто про­водят время в перемену. Обращает внимание на опасные для жизни и здо­ровья места и предметы (лестничные пролёты, батареи центрального ото­пления, стеклянные двери, двери кабинетов, которые открываются в ко­ридор и др.). Такую экскурсию лучше начать с классной комнаты, так как некоторые учащиеся проводят время перемены в классе.

VI. Итог урока.

- Можно ли обойтись в школе без выполнения определённых правил поведения?

Домашнее задание: учебник, с. 52-55; рабочая тетрадь, с. 22-23.

Урок 49. ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

Цель: объяснить целесообразность и обоснованность принятых в общежитии правил; развивать умения анализировать свои по­ступки, обобщать, делать выводы.

Оборудование: мяч, зеркальце.

Ход урока

I. Введение в тему.

Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят.

—Подумайте, какое слово потеряла Маша?

- Почему вы так решили?

- Приходилось ли вам терять такие слова?

П. Вежливые слова.

Беседа.

- Почему люди часто употребляют в речи вежливые слова?

- Можно ли обойтись без них?

- Какое отношение у окружающих складывается к человеку, который не стесняется говорить вежливые слова?

- Послушайте стихотворение и постарайтесь объяснить, почему мальчик не говорил вежливые слова.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут ... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык...

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день!».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свиданья»

Не говорит .он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну я пошёл... Пока! Всего!».

-Что бы вы посоветовали этому мальчику, как ему вылечиться?

- Может, кто-то узнал в нём себя?

Физкультминутка

-Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу мяч, называя при этом вежливое слово или вежливое обращение.

- Приготовьте своё зеркальце.

- Посмотритесь в него и скажите себе вежливое слово. *

- Какое выражение лица было у вас при этом?

- Так почему уважают вежливых людей?

IV. Работа по учебнику, с. 56-57.

V. Вежливые поступки.

Но кроме вежливых слов существуют и вежливые поступки. Вы знаете их множество. Давайте перечислим. Какие из них вы могли бы сейчас на уроке проинсценировать? Сформируйте группы по желанию для инсценирования. Пока­зать можно вежливых и невежливых людей.

Остальные ребята постараются проанализировать ваши сценки.

VI. Работа по учебнику, с. 58-59.

VII. Итог урока.

- Почему приятнее быть вежливым человеком?

Домашнее задание: учебник, с. 56-59; рабочая тетрадь, с. 23, I задание 50.

Урок 50. ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ

Цели: изучить правила приёма гостей и поведения в гостях, правила общения; развивать умения анализировать, обобщать, де-I лать выводы, обыгрывать ситуации.

Оборудование: два игрушечных телефона, коробка из-под конфет в качестве «подарка».

Ход урока

I. Введение в тему.

Беседа. -Отгадайте и назовите торжественный день в честь кого-либо. (День рождения.)- Почему этот личный праздник так называется? - Когда ваш день рождения?

- Вы любите этот праздник? Почему?

- Как обычно вы готовитесь к своему празднику?

- Как его проводите?

, - Какой день рождения вам особенно запомнился? Почему? \

- Чем радуют вас гости?

- Чем огорчают?

II. Изучение правил общения. Анализ ситуаций.

-Издревле народ определяет для себя определённые правила на различные случаи в жизни. Эти правила передавались из поколения в поколение. Люди, которые их придерживались, пользовались уважением.

Вы, конечно, тоже знаете множество разных правил общения и поведения.

Как вы будете придерживаться их в день рождения?

Ситуация 1. Совсем скоро ваш день рождения. Осталось так мало дней, а вы должны успеть пригласить своих друзей в гости.

Конечно, проще воспользоваться телефоном! Покажите, как вы пригласите друзей и что ответят вам друзья.

Учитель вызывает двух учеников к телефонам. У одного роль име­нинника, у другого - гостя. Дети должны сами разыграть диалог. «Гос­тей» может быть несколько. Возможны варианты приглашения и ответа на него. Остальные учащиеся анализируют ситуацию.

-Договорите стихотворение:

ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ

Я захотел устроить бал, И я гостей к себе.. .(позвал). Купил муку, купил творог, Испёк рассыпчатый.. .(пирог). Пирог, ножи и вилки тут -Но что-то гости.. .(не идут). Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек... (откусил). Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту ...(съел). Когда же гости подошли, То даже крошек.. .(не нашли).

Д. Хармс

- Подумайте, что сказали гости такому хозяину.

Но обычно гости приходят на день рождения с подарками.

Ситуация 2. Вы пришли к Наде на день рождения. В руках у вас подарок (коробка). Вы звоните в дверь. Именинница открывает дверь. Она вам рада.-Как далее разворачиваются события? Разы­грайте. Остальные учащиеся оценивают ситуацию.

-Хорошим тоном считается, если именинник сразу поинтере­суется содержимым подарка и обязательно скажет несколько при­ятных слов подарившему.

Подарок должен иметь определённое назначение. Не дари ба­бушке клюшку, пятилетней сестре - калькулятор, отцу - вязальные спицы, а маме - мужской галстук. Главное, чтобы подарок принёс радость. Надо показать, что ты помнишь о человеке, учитываешь его вкус, увлечения. Делая подарок, человек приносит радость дру­гому, а не хвастает перед всеми своей щедростью. А тот, кто полу­чает подарок, должен запомнить главное правило: «Дарёному коню в зубы не смотрят», то есть всегда нужно выразить благодарность, даже если подарок не пришёлся по вкусу.

Если подарены игры, то можно всем вместе немного поиграть. Гостей приглашают в детскуй) и предлагают игрушки, книги, игры. Но гости должны помнить, что хватать всё подряд неприлично. Надо играть только тем, что предложили. С чужими вещами следу­ет обращаться очень бережно.

Ситуация 3. Но вот вошла в комнату мама и пригласила гос­тей за стол. Все сразу же бросили книжки и игрушки, повскакивали и вприпрыжку, обгоняя друг друга, понеслись к столу. Каждый старался занять лучшее место, схватить лучший кусок торта, по-больше конфет, самое крупное яблоко. Про именинника все забы­ли. Как вы оцените эту ситуацию?

-Рассмотрите рисунок на с. 61.

Ответьте на в о п р о с ы.

Вот некоторые правила поведения за столом (не обязательно праздничным):

За столом веди себя спокойно, непринуждённо. Сиди на стуле удобно. Локти на стол не клади, только кисти рук.

Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, ко-
торыми ешь сам, а теми, что на блюде.

Ложку или вилку с едой подноси к чуть склонённой голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.

Пережёвывай пищу обязательно с закрытыми губами - ни бы­стро, ни медленно, не чавкай и никогда не разговаривай с полным ртом.

На тарелку клади ровно столько, сколько съешь, старайся не греметь приборами по тарелке и не размахивать ими.

III. Итог урока.

- Узнали вы на уроке что-нибудь новое?

Домашнее задание: учебник, с. 60-63; рабочая тетрадь, с. 25, задание 3.

Ход урока

I. Мы - в театре.

Анализ ситуации.

-Вы убедились, как приятно беседовать с умными, воспитан­ными людьми. А ещё приятнее сходить с таким другом в театр или в кино.

- Кто из вас любит ходить в кино или в театр?

- Это всегда праздник, всегда удовольствие. Сел в кресло и...

- Но иногда такой сосед попадётся, что не обрадуешься!

«Сегодня — культпоход в театр», - сказала Маша Сонечкина. -Культпоход — это культурный поход. Поняли?».

«Поняли! Ура!» - обрадовались Машины одноклассники и захло­пали в ладоши, будто они уже в театре. Вадик тоже зааплодировал.

Вечером все приоделись и отправились в театр. Только Вадик пришёл в грязных школьных штанах и с чернильным пятном на носу.

Сразу Вадик ринулся в буфет. Пирожные он глотали целиком, а
бумажки от конфет бросал на пол. Потом в фойе стал играть в пятнашки сам с собой.

- Ты же в театре, Вадик! - взмолилась Маша.

- Не-а! - Вадик утёр рот рукавом. - Вот когда спектакль нач­нётся...

Наконец прозвенел последний звонок, и все пошли в зал. По­скакал и Вадик.

- У меня бенуар! Где это? — орал он. — Что за бенуар?

Уже погасили свет, а он всё метался по залу, топча ноги зрите­лям. Наконец он уселся и, шурша шоколадной обёрткой, жуя шо­колад, стал делать театральное лицо. Пошире раскрыл глаза, вытя­нул шею».

- Приходилось ли вам встречать в театре таких ребят?

- Что вы о них думаете?

Что бы вы посоветовали Вадиму?

Правила поведения в театре.

1. Лучше прийти в театр за десять - пятнадцать минут до нача­ла, чтобы не торопясь раздеться, поправить причёску, купить и прочесть программу, найти своё место.

2. Пробираясь к своему месту, проходя вдоль ряда лицом к си­дящим, чтобы случайно не задеть кого-нибудь спиной. Если при­шёл с девочкой - дай ей пройти впереди себя и сесть первой.

3. Если ты уже сел, а мимо кто-нибудь проходит, встань, от­кинь сиденье кресла и дай дорогу.

4. Во время действия не разговаривай. Поделиться мнением с товарищем сможешь в антракте.

5. Не ешь во время действия. Потерпи до антракта.

6. Не вставай с места, пока не опустят занавес. Часто последние
слова пьесы — самые важные.

II.Мы в кино.

Работа по учебнику, с. 64-65.

III.Мы - пассажиры.

-Отгадайте загадку:

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус.)

- Как называются люди, которые едут в транспорте? (Пасса-жиры.)

- Как вы думаете, трудно быть пассажиром?

- Каждый может стать пассажиром?

- Что для этого надо знать?

- Ответьте на вопросы на с. 66 и выполните задания. Правило № 1. Если на остановке много народа, не стано­вись в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колёса.

Правило № 2. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к дверям. Ты можешь выпасть, а кроме того, ты мешаешь входу и выходу пассажиров.

Правило №3. Переходить железную дорогу можно только в разрешённых местах - на железнодорожных переходах. Перед этим обязательно посмотри, нет ли поезда.

Правило № 4. Не подходи близко к краю платформы.

Правило № 5. Категорически запрещено спрыгивать на рельсы, а также забираться под платформу.

Правило № 6. Нельзя спрыгивать на рельсы. Даже если ты уронил любимую игрушку или тетрадь с пятёрками.

IV. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 64—67; рабочая тетрадь, с. 26, задания 1-3.

Раздел 6. ПУТЕШЕСТВИЯ

Урок 52. ПОСМОТРИ ВОКРУГ

Цели: ознакомить с основными и промежуточными сторонам горизонта и их расположением; объяснить, чем линия горизонта отличается от горизонта, учить определять стороны горизонта.

Оборудование: таблица «Горизонт. Линия горизонта», карта полушарий, атласы.

Ход урока

I. Наблюдения за окружающим пространством.

Эту часть урока лучше провести в виде непродолжительной экскур­сии. Очень удачно получится, если школьное здание имеет несколько этажей. Учитель выводит детей в рекреацию и подводит к окну.

-Рассмотрите внимательно вид, который открывается из окна?.

- Что вы увидели?

- Запомните эти объекты.

Затем учитель предлагает детям подняться на второй этаж и снова рассмотреть из окщ открывающийся вид.

—Что теперь вы видите из окна?

- Чем этот вид отличается от того, который открывался из окна первого этажа?

- Почему больше объектов попало вам в поле зрения?

- Подумайте, изменится что-либо, если мы поднимемся на верхний этаж школы.

-Почему?

- Давайте сделаем это и убедимся, правы вы в своих предполо­жениях или нет.

- Какой вывод можно сделать в результате наших наблюдений?

Чем выше человек поднимается над поверхностью Земли, тем большее пространство он охватывает взглядом. Это пространство называется горизонтом.

Границу, где нам кажется, что небо сходится с землёй, называ­ют линией горизонта.

II. Основные стороны горизонта.

-Мы наблюдали за расширением пространства в нашем поле зрения только в одном направлении.

- Подумайте, будет ли что-то меняться, если мы перенесём свои наблюдения в противоположную сторону (вправо, влево)?

Стороны горизонта люди называют: север, юг, запад, восток.

- Найдите на карте полушарий Северный полюс (учитель ра­ботает по карте на доске, дети - по карте в атласе).

- Поставьте ручку в любом месте суши и представьте, что это стоите вы и обращены лицом к северу, тогда за спиной у вас будет юг, по правую руку - восток, а по левую - запад.

- Назовите стороны горизонта.

III. Практическая работа.

Учитель вызывает несколько учеников. Каждому условно определя­ется северное направление. Дети должны нажать остальные стороны го­ризонта.

В качестве физкультминутки можно провести такую работу с учащимися всего класса одновременно.

-Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю).

- Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас?

- Повернитесь лицом на запад, юг, восток, север.

- Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (анало­гично — левую).

Упражнения могут быть различными.

IV. Промежуточные стороны горизонта.

-Названия сторон горизонта на русском языке обозначаются одной заглавной буквой.

Расстояние от одной стороны горизонта довольно велико. Это создавало свои трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам, и названия о значать двумя буквами. Например, северо-запад (СЗ), юго-восток (ЮВ)и т. д.

V. Практическая работа.

Учитель предлагает определить промежуточные направления горизонта относительно условного севера.

VI. Работа по учебнику, с. 70-71.

VII. Итог урока.

- В чём отличие горизонта от линии горизонта?

- Назовите основные и промежуточные направления горизонта.

Домашнее задание: учебник, с. 70-73; рабочая тетрадь, с. 29. задание 6.

Ход урока

II. Практическая работа.

Дети рассматривают индивидуальные компасы, повторяют назначе­ние его составляющих. Рассматривают в учебнике на с. 75 рисунок ком­паса с указателями названия составных частей.

-Прочитайте в учебнике (с. 75) правила работы с компасом.

- Выполните эту работу, не нарушая последовательности.

- Определите, какие предметы в классе находятся в северном направлении (определяются и другие направления).

Учитель может сам перемещаться по классу с тем, чтобы дети опре­деляли направление его движения.

III. Итог урока.

- Какие формы поверхности Земли вы узнали?

Домашнее задание: учебник с. 78-81; рабочая тетрадь, с. 33, задания 2-4.

Урок 57. ВОДОЁМЫ

Знать: выявить признаки естественного и искусственного во­доёмов, реки и озера; учить отличать реку от ручья.

Оборудование: атласы, карточки с названиями признаков реки, карта Волгоградской области.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова «Ручей-ручеёк».

Эй, ручей-ручеёк, Далеко ли ты потёк? Тороплюсь я в речку,

В речку-быстротечку. Вместе с речкою к реке Мы помчимся налегке И с рекою вскоре Добежим до моря...

-Куда бежал ручеёк?

- Кто помогал ему?

П.Изучение нового.

Беседа с использованием карты России.

-Рассмотрите карту России.

- Что обозначено на ней оттенками синего цвета?

- Назовите природные водоёмы. (Река, озеро, море.)

- Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение?

- Знаете ли вы, как образуется река?

- Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о ручейке.

Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река на­чинается с родничка, с ключа, который бьёт из-под земли. Малень­кие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Начало реки назы­вается истоком.

- Подумайте, почему его так назвали.

То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называют устьем.

- Объясните, чем ручей отличается от реки.

- Найдите на карте России крупные реки. Рассмотрите, куда они впадают.

- Как называется эта часть реки?

- Откуда они берут начало?

- Как называется эта часть реки?

- Найдите на карте Волгу.

- Найдите её исток и устье.

На доске заранее нарисована схема «Части реки» из учебника (с. 83), но без названий её признаков.

- Найдите на столе карточки «исток», «устье» и прикрепите в соответствующем месте схемы.

- Из чего пополняются воды реки?

- Что такое приток реки?

Приток - это река, впадающая в другую реку.

- Найдите на карте притоки Волги.

- Есть ли у Волги притоки на территории нашей области?

- Прикрепите карточку на схему.

- Чем река отличается от притока?

Чтобы определить, где находится левый или правый берег реки, надо встать по направлению её течения, то есть в сторону устья.

- На каком берегу Волги находится наш город? j . - Какие города на её левом берегу?

- Прикрепите соответствующие карточки на схему.

- Рассмотрите, что получилось.

- Чем озеро отличается от реки?

Озеро — это природный водоём, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами.

- Как сохранить полноводность рек и озёр? П. Работа по учебнику, с. 82-85.

- Прочитайте материал на с. 82-83.

- Рассмотрите схемы.

- Ответьте на вопросы, с. 82.

- Выполните задание.

- Что означают слова «естественный»'и «искусственный»?

- Назовите искусственные водоёмы.

- Как их создают?

- Для чего человеку необходимы искусственные водоёмы? III. Итог урока.

Назовите признаки реки.

Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 35, задание 4.

Урок 58. В ГОСТИ К ВЕСНЕ

Цели: понаблюдать и выявить весенние приметы в неживой и живой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны.

Оборудование: рисунки перелётных птиц, гербарий ран­нецветущих растений, рисунки и фотографии природы весной.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Сегодня мы отправляемся в гости к Весне.

И, как всегда велось на Руси, мы должны прославить хозяйку, чтобы она была к нам добра и открыла для нас свои секреты.

Прослушайте стихотворение Е. А. Баратынского и определите в йём приметы весны.

Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде под моей ногой

И шумен и душист

Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поёт Заздравный гимн весне...

П. Изменения в природе.

Беседа.

-Какими изменениями в природе Весна заявляет о своём при­ходе?

- Каким настроением автора проникнут рассказ о весне?

- Почему всё живое так радо весне и поёт ей «заздравный гимн»?

- Рассмотрите рисунки и фотографии на с. 86-87.

- О чём вы услышали в стихотворении?

- Почему начинается таяние льда и снега весной?

- В каких местах он быстрее тает?

- Как изменились осадки с наступлением весны?

- Как изменилась почва?

- Как будет изменяться дальше природа?

- Прочитайте пословицы на доске.

- Как понимаете их смысл?

Весна да осень - на дню погод восемь. Не пугай, зима, весна всё равно придёт. Весна напоит - осень накормит. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Вспомните, какие вы знаете пословицы о весне.

- Назовите весенние месяцы.

В народе каждый месяц имеет одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних на­блюдений.

Март — проталъник Рано затает — долго не растает.

Коли перелётная птица течёт стаями — к дружной весне. Длинные сосульки - к долгой весне.

Апрель — снегогон

Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету. Ранний излёт пчёл — к красной весне.

Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к холодному лету.

Май - травень

Май холодный - год хлебородный. Поздний расцвет Карта сайта
parazitizm-kak-biologicheskij-fenomen-proishozhdenie-parazitizma-.html
patogenez-harakteristika-allergicheskih-reakcij-1-tipa.html
patriciya-i-ditya-prizrak-kogda-duh-vozvrashaetsya-v-telo.html
perelomi-bolshogo-i-malogo-vertela.html
perelomi-distalnogo-konca-bedra.html
pervie-vetvi-adler-shtekel-yung.html
pishevarenie-v-polosti-rta-sostav-i-fiziologicheskaya-rol-slyuni-harakteristika-slyunnih-zhelez-metodi-issledovaniya-slyuni-i-slyunnih-zhelez-u-cheloveka-formirovanie-pishevogo-komka-fiziologiya-glotaniya.html