Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

Урок 39. Если хочешь быть здоров

Цели:изучить правила гигиены тела; убедить в необходимости закаливания организма; обучить умению правильно распределять время работы и отдыха (режим дня).

Ход урока

I. Введение в тему.

Заранее на доске в два столбика учитель пишет части пословиц о здо­ровье так, чтобы эти части по смыслу не совпадали друг с другом. Детям предлагается стрелками указать правильные части пословиц. Затем посло­вицы зачитывают и поясняют смысл.

Болен — лечись, а.. .. .для хвори беда.
Быстрого и ловкого... .. .его разум дарит.
Здоровье не купишь — ... .'. .здоров - берегись.
Ум да здоровье... ... болезнь не догонит.
Чистая вода... ...дороже всего.

(Ключ: 1 + 3; 2 + 4; 3 + 2; 4 + 5; 5 + 1).

-Подумайте, о чём мы будем беседовать на уроке. (О здоро­вье.)

П. Изучение нового.

Беседа.

-Что дороже всего на свете?

- Почему необходимо беречь и укреплять здоровье?

- Почему школьники чаще всего пропускают уроки?

- В чём причина ваших частых заболеваний? (Чаще всего по вине самого ученика.)

- Какое заболевание часто является причиной ваших пропусков уроков? (Простудное.)

- Как уберечь себя от простуды?

Есть свод правил, которые помогают человеку вырасти здоро­вым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудно­стей в труде, учёбе и вообще в жизни.

1. Достаточная двигательная активность включает обязатель­ную утреннюю зарядку, дорогу в школу и из школы целиком или, если школа далеко, частично пешком, физкультминутки на уроках, подвижные игры на перемене, выполнение различных домашних дел, требующих мышечных усилий, самообслуживание и общест­венно полезный труд, активное участие на уроках труда и физкуль­туры, в спортивных секциях и кружках, подвижные игры во дворе, участие в кроссах, различных спортивных соревнованиях и физ­культурных мероприятиях, походы, лыжные прогулки. И многое, другое, но желательно на свежем воздухе и никак не меньше двух часов движения в день.

2. Гигиена питания предусматривает соблюдение режима пита­ния. Лучше всего есть в определённое время 4—5 раз в день, но ни­как не реже 3 раз. Старайся побольше, если есть возможность, употреблять овощей и фруктов, поменьше сладкого, жирного, со­лёного.

3. Правила личной гигиены совсем просты: мыть руки перед едой, ухаживать за зубами, не реже одного раза в неделю мыться горячей водой, ухаживать за ногтями и волосами, содержать в чистоте оде­жду и обувь, помещение, где ты живёшь,

4. Если чувствуешь, что ты заболел, то, не мешкая, скажи об этом родителям, учителю. Старайся соизмерять физические на­грузки со своим состоянием здоровья. Не уклоняйся от медицин­ских осмотров, которые проводятся в школе.



Все эти правила не надо заучивать. Все они складываются в оп­ределённый жизненный ритм, который мы называем режим дня.

- Рассмотрите рисунки на с. 10.

- Что пропущено?

Расскажите о своём режиме дня.

III. Работа по учебнику, с. 11-13.

IV. Итог урока.

- Почему человек должен заботиться о своём здоровье?

Домашнее задание: учебник, с. 10-13; рабочая тетрадь, с. 5, задание 1.

Урок 40. ПОГОВОРИМ О БОЛЕЗНЯХ

Цели: выявить причины возникновения заболеваний у детей; рассказать о профилактических мерах по предупреждению про­студных заболеваний; научить определять признаки простудных заболеваний и принимать необходимые меры для лечения болезни.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Отгадайте загадку.

Кто у постели больного сидит И как лечиться всем говорит? Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор.)

- Кому необходима помощь доктора?

- Подумайте, почему люди болеют.

II. Изучение нового.

1) Простудные заболевания.

Рассказ учителя с элементами бесе ды.

- Какими инфекционными заболеваниями вы чаще всего болеете?

- Расскажите, почему вы болеете простудными заболеваниями?

- По каким признакам вы узнаёте о простуде?

- Прочитайте об этом на с. 14.

- Можно ли уберечься от этого заболевания?

- Какие правила вы можете сформулировать?

- Прочитайте правила на с. 14-15.

К ним можно добавить следующее:

Частая причина простуды - переохлаждение, особенно когда ребёнок наиграется и набегается. Не забывай, что после бега одеж­да становится мокрой от пота и от этого переохлаждение ещё опас­нее. А есть, к сожалению, такие дети, которые не идут домой пере­одеваться, а остаются на улице разгорячённые и мокрые. Если к тому же погода прохладная, то такие дети моментально переохла­ждаются - и простуда им обеспечена.



У некоторых людей простуда возникает оттого, что какая-то •часть тела побыла на сквозняке или холоде. Странно, но когда ве­тер или холод охватывают всё тело, как это бывает на улице в зим­ние дни, мы гораздо реже простужаемся, чем когда на сквозняке продует только какую-то одну часть тела.

Если ребёнок в холодную погоду не одевается достаточно теп­ло, он рискует простудиться. Родители обычно дают дельные сове­ты относительно того, что нужно надевать в такую погоду, и если ты их послушаешься, то не ошибёшься.

Врачи считают, что гораздо чаще болеют простудой люди, ко­торые неправильно питаются. Мы должны как можно чаще есть свежие овощи и фрукты. Люди, которым не хватает витаминов, бо­лее подвержены простуде.

Тяжёлым простудным заболеванием является грипп.

- В какое время года чаще всего болеют гриппом?

- Как вы это объясните?

- Почему возникают эпидемии гриппа?

- По каким признакам можно определить это заболевание?

- Каким образом можно предотвратить возникновение эпиде­мии гриппа. (Сделать прививки.)

Чтобы не заболеть гриппом, врачи рекомендуют делать проти­вогриппозные прививки. Прививка должна быть сделана не позд­нее, чем за месяц или два до предполагаемого начала эпидемии. Было бы прекрасно, если бы вакцина давала полную гарантию, но это, увы, не так. Из десяти человек, которым сделана прививка, не заболеют только семь. Но всё же тот, кто заразится и после при­вивки, перенесёт грипп в лёгкой форме.

- Какие правила надо выполнять, если вы заболели гриппом?

- Прочитаем об этом на с. 15

- Подумайте, как влияет закаливание на здоровье человека.

- Что вы знаете о закаливании?

Ни мороз мне не страшен, ни жара. Удивляются даже доктора,

Почему я неволею,

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора. Потому что утром рано Заниматься мне гимнастикой не лень, Потому что водой из-под крана ; Обливаюсь я каждый день.

Но успешным закаливание может быть только при соблюдении определённых правил.

Первое - закаливание следует проводить систематически. Другое правило - постепенность.

Вставайте рано, всегда в одно и то же время. Вы уже стоите на
коврике. Форточка открыта. После зарядки приступайте к водным
процедурам. Wk

Очень сильное закаливающее средство - контрастный душ, ко­гда температура воды непрерывно меняется от горячей до холод­ной. При этом начинают с минимальной разницы температур, по­степенно доводя её до максимальной.

Рекомендуются и так называемые свето-воздушные ванны, дос­тупные всем в любое время года, в любую погоду.

Занимайтесь лёгкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках, на лыжах - и ваши мускулы будут упруги и крепки.

Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе - в лесу, у реки. Играйте в мяч, в другие подвижные игры. Ходите в походы. Помните: солнце, воздух и вода - самые верные наши друзья.

2) Боли в животе.

-Часто ли у вас бывают боли в животе?

- От чего это происходит?

- Прочитайте об этом на с. 16.

Вот некоторые правила, выполнение которых обеспечит хоро­шее состояние вашего здоровья.

1. Ешь медленно, тщательно пережёвывай пищу, прежде чем проглотить её.

2. Никогда не переедай.

3. Не пей слишком много газированной воды: содержащийся в
ней газ может вызвать боли в животе.

4. Не ешь много жирной, острой и жареной пищи.

5. Не ешь продукты, которые несколько часов пролежали на солнце. Особенно это относится к салатам со сметаной, майонезом и другой заправкой.

Когда ты чем-то встревожен или огорчён, старайся есть по­меньше.

7. Не ешь незнакомую пищу без разрешения родителей.

8. Не ешь продуктов, на которые у тебя аллергия.

III. Куда пойти лечиться?

-Но что делать, если вы всё же заболели?

- В каком учреждении вам помогут?

- Прочитайте текст на с. 16—17.

- Рассмотрите рисунок.

- Какие ещё специальности врачей вы знаете?

- Какие врачи осматривали вас, когда вы готовились поступить в 1 класс?

- Что проверял каждый?

- Найдите на столе предметы, которые использует в работе стоматолог, терапевт, окулист.

- Расскажите, как пользуются врачи этими предметами.

- А к какому врачу следует обратиться, если у вас заболела со­бака?

IV. Итог урока.

- О чём из услышанного на уроке вы хотели бы спросить своих одноклассников?

Домашнее задание: учебник, с 14-17; рабочая тетрадь, с 8-9.

Урок 41. БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ!

Цели: объяснить правила дорожного движения; продолжить изучение знаков дорожной грамоты; формировать навыки правиль­ного ориентирования на дороге и выбора безопасного пути.

Оборудование: дорожные знаки, светофор игрушечный или из бумаги; у учащихся первого ряда - по зелёному карандашу, второго ряда - по жёлтому, третьего ряда - по красному.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Отгадайте загадки:

Не живая, а идёт, не подвижна, а ведёт. (Дорога.) щ

Встало с краю улицы в длинном сапоге Чучело трёхглазое на одной ноге. Где машины движутся, где сошлись пути, Помогает улицу людям перейти. (Светофор.)

Ответьте на в о п р о с ы.

-Кого ведёт дорога?

- Кто на дороге непрошеный гость?

- Для кого работает светофор?

П. Игры по правилам дорожного движения. Игра «Договорилка».

-Вы знаете правила дорожного движения. Используйте свои знания, договаривая стихи.

Бурлит в движеньи мостовая -
Бегут авто, спешат трамваи,
Все будьте правилу верны -
Держитесь стороны (правой).

Объяснить надо запросто, Будь ты юн или стар:

Мостовая - для___________ ( транспорта),

Для тебя - (тротуар)

Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе_________________ (переход)

Дорога не тропинка, Дорога не канава...

Сперва смотри_________ (налево)

Потом смотри_________________ (направо)

Игры на проезди части

Могут привести к несчастью.

Скажет каждый постовой:

«Не играй на___________-(мостовой).

Когда переходите площадь,
Представьте: трамвай - это лошадь?
Его обойди впереди,
А сзади не (обходи).

Игра «Кто больше?».

-Три ряда представляют три команды. По моему сигналу по­очерёдно выходите к доске и рисуете дорожные знаки. Знаки изображаются схематично. Выигрывает та команда, которая больше вспомнила и нарисовала знаков.

Игра «Светофор».

-Учащиеся готовят зелёные, жёлтые, красные карандаши (или карточки), которые в процессе игры будут соответствовать сигна­лам светофора.

Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,

Горим и день, и ночь - зелёный, жёлтый, красный,

(поднимают карандаши).

Наш домик - светофор, мы три родные брата,

Мы светим с давних пор в дороге всем ребятам.

Мы три чудесных цвета, ты часто видишь нас, Но нашего совета не слушаешь подчас.

Самый строгий — красный цвет,

(Дети третьего ряда поднимают красный карандаш и держат до окончания четверо­стишья.)

Если он горит: «Стой! Дороги дальше нет, путь для всех закрыт».

Чтоб спокойно перешёл ты, слушай наш совет: «Жди! Увидишь скоро жёлтый в середине свет. А за ним зелёный свет вспыхнет впереди, Скажет он: «Препятствий нет, смело в путь иди!». Коли выполнишь без спора сигналы светофора, Домой и в школу попадёшь, конечно, очень скоро!

Беседа по вопросам.

Учитель использует модель светофора. У светофора «загорается» лю­бой цвет, и ряд, у которого карандаши (карточки) соответствующего цве­та, отвечает на вопросы учителя. Выигрывает ряд, правильно ответивший на все вопросы.

Примерные вопросы:

1. Где можно ездить велосипедистам вашего возраста?

2. Для чего служит руль?

3. Для чего служит обочина дороги?

4. Что такое тротуар?

5. Для чего нужны «островки безопасности»?

Для чего служат осевые линии на шоссе?

1. Какие марки автомобилей знаете?

2. Почему нельзя перебегать дорогу перед приближающимся транспортом?

3. Как правильно переходить перекрёсток?

III. Работа по учебнику, с. 18-21.

Дети выполняют задания и отвечают на вопросы из учебника.

IV. Итог урока.

- Для чего надо знать ПДД?

Домашнее задание: учебник, с. 18-25; рабочая тетрадь, с. 11.

Урок 42. ДОМАШНИЕ ОПАСНОСТИ

Цели: изучить правила обращения с колющими и режущими домашними предметами, электро- и газовыми приборами, лекарст­венными средствами и др.; развивать умение обобщать, делать вы­воды.

Оборудование: по усмотрению учителя.

Ход урока

I. Введение в тему.

На столе учитель раскладывает рисунки (утюг, газовая и электропли­та и др.) и следующие предметы: игла в подушечке, молоток, гвоздь, нож­ницы, нож, спица, лекарство, розетка, кнопка.

-Вспомните, в какой сказке принцесса укололась веретеном и что после этого произошло?

- А что случилось с Алисой в Стране Чудес, когда она выпила из незнакомого пузырька?

II. Изучение нового.

Рассказ учителя с элементами беседы.

- Выберите на столе предмет или рисунок и расскажите, что может случиться с вами, если использовать предмет не по назначе­нию или не знать правил обращения с ним.

Подумайте, можно ли дома не выполнять правила пользова­ния различными предметами?

Все опасности дома можно разделить на группы:

Острые, колющие и режущие предметы.

По просьбе учителя дети показывают их.

Правило. Все острые, колющие и режущие предметы обяза-
тельно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для
красоты, но и для безопасности. ^

Дом в порядке содержи: Вилки, ножницы, ножи, И иголки, и булавки Ты на место положи!

Стиральная машина.

Правило. Нельзя совать руку в стиральную машину во вре­мя её работы. Руку может затянуть внутрь и искалечить. Ни в коем случае не открывай машину. Тебя может ошпарить горячей водой.

Прочь от машины руки, Когда стираешь брюки!

Электроприборы.

Правило. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие приборы.

Никогда не тяни за электрический провод руками. Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.

Не суй в розетку пальчик-Ни девочка, ни мальчик!

Лекарства и бытовая химия.

Правило. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое ле­карство может оказаться ядом.

Что такое «бытовая химия»?

Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Яд от тараканов действует и на лю­дей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Химикаты - это яд, И не только для ребят. Аккуратней надо быть, Чтоб себя не отравить!

III. Работа по учебнику, с. 26-29.

Чтение текста с комментированием некоторых абзацев. Рас­сматривание и объяснение рисунков. Определение соответствия правила и знака, с 29.

IV. Итог урока.

- Что полезного вы извлекли для себя из беседы на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 26-29; работая тетрадь, с. 13, задание 3.

Урок43. ПОЖАР!

Цели: определить условия возникновения пожара в доме; изу­чить правила поведения при возникновении пожара; обучить пра­вильным действиям при возникновении пожара (сообщение в ПЧ, эвакуация, средства индивидуальной защиты и пожаротушения).

Оборудование: возможно использование специальных таблиц по правилам пожарной безопасности, табличка «01».

Ход урока

I. Введение в тему.

-Прослушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и определите тему урока

Ехал один гражданин по Москве -Белая кепка на голове, -Ехал весной на площадке трамвая, Что-то под грохот колёс напевая. Вдруг он увидел - напротив, в окне Мечется кто-то в дыму и огне. Много столпилось людей на панели. Люди в тревоге под крышу смотрели: Там из окошка сквозь огненный дым Руки ребёнок протягивал к ним.

-Что случилось в этом доме?

- Как это могло произойти?

II. Изучение нового материала.

Беседа с использованием текста учебника.

-Что можно назвать одним из самых страшных и опасных бед­ствий?

Чем опасен пожар?

- От чего может возникнуть пожар?

Давайте определим правила пожарной безопасности.

Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать элек­троприборы.

Не суши бельё над плитой.

Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

- Прочитайте текст на с. 30-31.

- Какие правила пожарной безопасности мы не назвали?

- Что можно изобразить на карточках в соответствии с прави-

- А если пожар всё-таки возник?

- Прочитайте текст на с. 32.

- Вот какие существуют правила поведения при пожаре.

Правило 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сра­зу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «01» (табличка) или попроси об этом соседей.

Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови на помощь из окна соседей и прохожих.

Знает каждый гражданин этот номер «01». Если к вам придёт беда - позвони скорей туда. А если нету телефона, позови людей с балкона.

Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Боль­шинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

Запомнить и взрослым необходимо: Чаще в пожарах гибнут от дыма.

Правило 5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.

Правило б. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

П р а в и л о 7. Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

С дымом мешается облако пыли. Мчатся пожарные автомобили, Щелкают звонко, тревожно свистят, Медные каски рядами блестят.

Миг - и рассыпались медные каски. Лестницы выросли быстро, как в сказке. Люди в брезенте — один за другим — Лезут по лестницам в пламя и дым.

-Рассмотрите подручные средства пожарных (с. 33). Подумайте, как ими пользоваться.

Ш. Итог урока.

— Что нового услышали вы на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 30-33; рабочая тетрадь, с. 14, задание 3.

Урок44. ЛЕСНЫЕ ОПАСНОСТИ

Цели: рассказать об опасности, которую несут ядовитые грибы, ягоды, некоторые животные; научить отличать съедобные и ядови­тые грибы и ягоды, правильно вести себя в лесу.

Оборудование: муляжи (или рисунки) грибов, две корзин­ки, гербарий.

Ход урока

I. Введение в тему. Ученик.

ВКУСНЫЙ СУП

Ведьма суп варить решила.

Змей сушёных покрошила,

Развела большой костёр

И поставила котёл.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор-

Отыскала мухомор,

Для приправы - бузины,

Для отравы - белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отличной свежей тины...

Супчик вышел - то что надо:

Целых двадцать литров яда!

—Хотелось бы вам попробовать этого супчика? Почему? Кроме Ведьмы в лесу живёт Добрая Волшебница. Давайте по­можем им собрать грибы в эти корзинки.

Учитель ставит на стулья две корзинки. На столе лежат муляжи (ри­сунки) грибов. Каждый вызванный ученик берёт со стола гриб и кладёт в корзину Доброй Волшебницы, если гриб съедобный, и в корзинку Ведь­мы, если гриб ядовитый.

П. Изучение нового. Опасные грибы и ягоды.

Беседа.

-Назовите грибы из корзинки Доброй Волшебницы, из корзин­ки Ведьмы.

- Как вы определяли, в какую корзину какой гриб следует по­ложить?

- Что надо сделать, если вы сомневаетесь в том, съедобный гриб или ядовитый? (Спросить у взрослых.)

- Если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо с ним поступить? (Не срывать. Ну а если сорвали - выбросить.)

- Какие правила вы могли бы предложить для запоминания своим друзьям?

1. Собирай только знакомые тебе грибы.

2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы.

3. Всегда спрашивай взрослых, съедобны ли грибы, которые ты
собрал. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие - нет.

Но ядовитыми бывают не только грибы, но и ягоды. Вы знаете их? Назовите.

Дети рассматривают гербарий ядовитых растений, читают названия, делятся своими знаниями.

Постарайтесь запомнить эти ягоды и никогда не пытайтесь их пробовать. Даже если вы не запомнили твёрдо их внешний вид, не собирайте незнакомые ягоды и не срывайте их просто так. Яд мо­жет попасть на руки, а затем в рот и может вызвать тошноту, боли в животе, рвоту.

Прочитайте текст в учебнике с. 36.

Определите названия грибов и ягод.

Назовите съедобные и ядовитые.

III. Опасные животные.

-Вспомните медвежонка Винни-Пуха. Для чего ему понадо­бился синий воздушный шарик?

- Почему пчёлы так подозрительнр смотрели на Винни-Пуха?

- Какой опасности он подвергался?

- Каких насекомых вы боитесь? Почему?

- Почему насекомые нападают на людей? (Они потревожены, защищаются.)

- Прочитайте текст на с. 37.

- Запомните внешний вид этих насекомых.

IV. Итог урока.

- Как уберечь себя от опасностей в лесу?

Домашнее задание: учебник, с. 36-37; рабочая тетрадь, с. 16, задание 3.

Урок 45. КАК НУЖНО КУПАТЬСЯ?

Цели: изучить правила поведения на водоёме; развивать уме­ния анализировать, обобщать, делать выводы.

Ход урока

I. Введение в тему.

Ученик читает стихотворение.

У РЕКИ

Летним утром в белых майках

На реку пришёл отряд. Как ромашки, на лужайке Майки белые лежат.

Шумно плещутся ребята, Лишь один Олег сухой. Он с мосточка трусовато Воду пробует ногой.

Все друзья зовут Олега: «Можем плавать научить!», Но боится неумеха Даже ноги намочить.

-Почему Олег не стал купаться в реке? П. Плавание. Беседа.

- Кто из вас умеет плавать?

- Где вы этому научились?

- Кто вас учил?

- Каким стилем умеете плавать?

стиль,

Какие способы плавания знаете? (Кроль, или вольный брасс, баттерфляй — в переводе с английского — «бабочка».)

- Вспомните, вы сразу стали учиться плавать каким-либо опре­делённым стилем или начинали с подготовительных упражнений?

— Расскажите, как это было.

• Для учителя.

На первых занятиях по обучению плаванию новички выполня­ют подготовительные упражнения: погружение с головой в воду, открывание глаз, выдох в воду, всплывание на поверхность без движения, скольжение в различных положениях. Эти тренировки необходимы, поскольку они закладывают основы правильных дви­жений. Позднее в тренировку включаются элементы техники спор­тивных способов плавания.

—Для чего вы учились плавать? (Плавание помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым, а в опасных си­туациях спасает и жизнь.)

• Из истории.

Во время войны многократный чемпион страны по плаванию Леонид Мешков был разведчиком. В одном из боёв ранило его то­варища. Мешков сделал ему перевязку и понёс к реке. Но в это время ранило и его самого. Боль была нестерпимой, но он плыл, работая одними ногами, и сумел переправить товарища на берег.

После госпиталя раны чемпиона зажили, но руки стали беспо­мощными. А Леониду очень хотелось вернуться в спорт. Несмотря на боль, ежедневно помногу часов сгибал и разгибал непослушные пальцы. Занимался на специальных аппаратах, сделанных им са­мим, лечебной гимнастикой... В 1943 г. он вернулся на водную до­рожку и снова стал чемпионом.

III. Правила поведения на водоёмах.

-Но каждый умеющий и неумеющий плавать должен обяза­тельно знать и выполнять определённые правила купания. Это по­может сохранить жизнь и здоровье.

Какие правила безопасности на воде вы уже знаете из рассказов взрослых и друзей?

• Для учителя.

Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду (край пристани, мост, крутой берег).

Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или пла­ваешь плохо.

Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне. Нельзя заплывать за буйки.

Никогда не играй в игры с удерживанием «противника» под водой - он может захлебнуться.

Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плава­тельных средствах. Они могут не выдержать твоего веса и перевер­нуться.

Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе

с ними пойти ко дну.

При грозе немедленно выходи из воды. Вода притягивает элек­трический разряд, и если ты не вылезешь на берег, в тебя может ударить молния.

Никогда не соглашайся на спор прыгнуть в воду с большой высоты или проделать ещё какой-нибудь рискованный трюк.

Зови на помощь, только если действительно что-то случилось. Иначе не помогут, когда тебе на самом деле будет угрожать опасность.

IV. Правила спасания тонущих.

Если на ваших глазах кто-то тонет, не стоит сломя голову бро­саться в воду. Спасти утопающего непросто даже взрослому чело­веку. Вы можете помочь утопающему, не заходя в воду:

1. Увидев тонущего человека, ты должен сразу же привлечь внимание окружающих криком: «Человек тонет!».

2. После этого посмотри, нет ли рядом спасательного средства. Им может стать всё, что плавает на воде и что ты сможешь добро­сить до тонущего: спасательный круг, резиновая камера, доска.

3. Не мешай советами работе спасателей. Они лучше знают, как помочь тонущему.

Лучше вызови скорую помощь, позвонив «03».

V. Работа по учебнику, с.34-35.

VI. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 34-35; рабочая тетрадь, с. 20, задание 3.

Урок 46. ОПАСНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

Цели: рассказать об опасных ситуациях, которые связаны с не­знакомыми людьми; обучить навыкам ориентирования в ситуации с незнакомыми людьми, используя правила безопасности.

Ход урока

I. Введение в тему.

Беседа по тексту.

Урок предлагается начать с чтения текста В. Волкова «Мамина под­руга» (с. 42-АЗ).

- Подумайте, откуда чужая женщина узнала имя девочки.

- Действительно ли она звонила Олиной маме?

- Что придумала девочка, чтобы не пустить домой незнакомую женщину?

- Что могло произойти, если бы девочка не послушалась маль­чишку?

- Какое правило вы можете сформулировать?

Не приводить домой чужих и малознакомых людей и никому не да­вать ключ, когда родителей нет дома.

П. Опасные ситуации. Правила безопасности.

Беседа.

-Вспомните сказку «Волк и семеро козлят».

- О чём в ней рассказывается?

- Как вы думаете, съел бы волк козлят, если бы в двери их из­бушки был глазок?

- Как вы поступаете, когда взрослых нет дома, а в дверь вашей квартиры позвонили?

Работа стекстом учебника.

-Рассмотрите внимательно рисунки на с. 38.

- Опишите ситуации, как вы их представляете.

- Прочитайте текст, с. 38.

- Какие правила мы можем сейчас сформулировать? Правила:

1. Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнако­мый человек.

2. Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач, или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей.
Преступники могут переодеться в любую форму.

Не пускайте дядю в дом, Если дядя незнаком! И не открывайте тёте, Если мама на работе. Чтоб тебя не обокрали, |щ Не схватили, не украли, Незнакомцам ты не верь, Закрывай покрепче дверь!

Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сра­зу же позвони в милицию по телефону «02» и назови свой точный адрес.

3. Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе ро­дителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее. I

-Рассмотрите рисунки на с. 39.

- О чём вас предупреждает автор?

- Прочитайте текст на с. 39.

- Какие правила поведения с незнакомыми людьми, на улице вы можете предложить?

Правила:

1. Если ты на улице один, вступать в разговор с чужими людь­ми нельзя. Вполне вероятно, что заговоривший с тобой незнакомец -чудесный, добрый человек, но ведь он может оказаться не очень хорошим - с первого взгляда не поймёшь.

2. Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не са­дись к нему в машину, даже если он (или она) говорит, что отведёт тебя к маме или папе.

3. Не бери у чужого человека конфеты, деньги и другие подар­ки. Может быть, он предлагает их от чистого сердца, а может быть, и нет.

4. Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить тебе. С какой стати? Ведь это совершенно чужой человек. Ответь, что тебе ничего не нужно.

5. Если посторонний человек возьмёт тебя за руку и попытается силой увести тебя за собой, нужно вырваться и убежать домой или броситься за помощью к кому-нибудь из прохожих. При необходи­мости кричи изо всех сил. Преступники боятся громких криков.

А что делать, если вы потерялись на чужой улице или в боль­шом магазине?

Прочитайте об этом на с. 40-41.

III. Итог урока.

- Какой вывод вы сделали для себя?

Домашнее задание: учебник, с. 38-41; рабочая тетрадь, с. 20.

Урок 47. НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

Данный урок строится на рассказах детей о своей семье, семейных традициях, отношениях взрослых и детей. Параллельно проводится рабо­та по рисункам на с. 46-47. Из урока дети должны уяснить, что каждый член семьи заботится об остальных. Дружеские отношения взрослых и детей укрепляют семью, создают благоприятную обстановку для полно­ценного труда и отдыха.

Домашнее задание: учебник, с. 46-51; рабочая тетрадь, с. 21.

Урок 48. В ШКОЛЕ

Цели: изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения товарищей и самого себя в школе.

Ход урока

I. Беседа о школе.

-Нравится вам здание нашей школы? Почему нравится?

- Что вы хотели бы изменить? Почему?

- Что находится в школьном дворе?

- Для чего различные площадки?

- Что вам нравится внутри здания?

Что бы вы хотели изменить?

- А зачем вы ходите в школу?

- Рассмотрите рисунок на с. 54.

- Где находятся дети?

- Как вы догадались, что это школа?

- Чем занимаются ребята во время перемены?

- А что делаете вы в это время?

- Нужна ли в школе культура общения?

- Как вы это понимаете?

- Рассмотрите рисунки. Что на них хорошо, что плохо?

- Какие обязанности есть у вас в школе?

II. Чтение текста на с 52-53.

-Что же главное в школе?

- Почему знаний в школе не уменьшается?

- Прочитайте пословицы и объясните их.

III. Правила поведения на уроке.

Беседа.

-Зная режим дня, мы помним, что умственная работа обяза­тельно должна чередоваться с физической разгрузкой.

- Как это выполняется в школе?

- Как должны вести себя ученики на уроке? Почему? Расска­жите.

- Бывают ли нарушения порядка?

От чего это происходит?

- Почему на уроке желательно всем ученикам чётко выполнять задания учителя?

- Закройте глаза и подумайте, часто ли вы нарушали правила поведения на уроке. Кому это мешало? Вслух об этомне говорите.

- Что бы вы сказали мальчику, который нарушает правила по­ведения на уроке?

IV. Правила поведения на перемене.

Беседа по тексту учебника.

-Рассмотрите рисунок на с. 55.

- Это урок или перемена?

- Почему вы так решили?

- Прочитайте стихотворение.

- Что так удивило Муравья?

- Почему он назвал школу муравейником?

- Что вы делаете на перемене?

- Чего делать не следует? Почему?

V. Экскурсия по школе.

Учитель проводит детей по тем участкам здания, где они часто про­водят время в перемену. Обращает внимание на опасные для жизни и здо­ровья места и предметы (лестничные пролёты, батареи центрального ото­пления, стеклянные двери, двери кабинетов, которые открываются в ко­ридор и др.). Такую экскурсию лучше начать с классной комнаты, так как некоторые учащиеся проводят время перемены в классе.

VI. Итог урока.

- Можно ли обойтись в школе без выполнения определённых правил поведения?

Домашнее задание: учебник, с. 52-55; рабочая тетрадь, с. 22-23.

Урок 49. ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

Цель: объяснить целесообразность и обоснованность принятых в общежитии правил; развивать умения анализировать свои по­ступки, обобщать, делать выводы.

Оборудование: мяч, зеркальце.

Ход урока

I. Введение в тему.

Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят.

—Подумайте, какое слово потеряла Маша?

- Почему вы так решили?

- Приходилось ли вам терять такие слова?

П. Вежливые слова.

Беседа.

- Почему люди часто употребляют в речи вежливые слова?

- Можно ли обойтись без них?

- Какое отношение у окружающих складывается к человеку, который не стесняется говорить вежливые слова?

- Послушайте стихотворение и постарайтесь объяснить, почему мальчик не говорил вежливые слова.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут ... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык...

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день!».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свиданья»

Не говорит .он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну я пошёл... Пока! Всего!».

-Что бы вы посоветовали этому мальчику, как ему вылечиться?

- Может, кто-то узнал в нём себя?

Физкультминутка

-Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу мяч, называя при этом вежливое слово или вежливое обращение.

- Приготовьте своё зеркальце.

- Посмотритесь в него и скажите себе вежливое слово. *

- Какое выражение лица было у вас при этом?

- Так почему уважают вежливых людей?

IV. Работа по учебнику, с. 56-57.

V. Вежливые поступки.

Но кроме вежливых слов существуют и вежливые поступки. Вы знаете их множество. Давайте перечислим. Какие из них вы могли бы сейчас на уроке проинсценировать? Сформируйте группы по желанию для инсценирования. Пока­зать можно вежливых и невежливых людей.

Остальные ребята постараются проанализировать ваши сценки.

VI. Работа по учебнику, с. 58-59.

VII. Итог урока.

- Почему приятнее быть вежливым человеком?

Домашнее задание: учебник, с. 56-59; рабочая тетрадь, с. 23, I задание 50.

Урок 50. ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ

Цели: изучить правила приёма гостей и поведения в гостях, правила общения; развивать умения анализировать, обобщать, де-I лать выводы, обыгрывать ситуации.

Оборудование: два игрушечных телефона, коробка из-под конфет в качестве «подарка».

Ход урока

I. Введение в тему.

Беседа. -Отгадайте и назовите торжественный день в честь кого-либо. (День рождения.)- Почему этот личный праздник так называется? - Когда ваш день рождения?

- Вы любите этот праздник? Почему?

- Как обычно вы готовитесь к св Карта сайта
osobennosti-klinicheskoj-farmakologii-psihotropnih-sredstv.html
osobennosti-pitaniya-beremennih-s-saharnim-diabetom.html
osobennosti-reabsorbcii-natriya-i-vodi-v-petlyah-genle.html
osobennosti-zhiznedeyatelnosti-prostejshih.html
osobennosti-zhiznennih-ciklov-parazitov-cheredovanie-pokolenij-i-fenomen-smeni-hozyaev-.html
osoznannoe-izobrazhenie-i-bessoznatelnoe-otreagirovanie.html
ostanovit-otezd-prekratit-dvizhenie-cheloveka-libo-subekta.html