Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

Слойная и процессуальная модели.

Для ориентации в многообразных бессознательных групповых про­цессах разработан ряд психоаналитических моделей, которые можно разделить на модели «слойные» и « процессуальные». Подавляющее

Bw Рабочий союз «Договор» Рабочая группа Актуальная плоскость Плоскости групповой динамики: статус, роли Нормативная регуляция отношений, итог (интерактивная групповая терапия) Рефлексив интегративная плоскость
Vbw Новью зальные отношения Динамическая матрица (Ван дер Клей, 19Н2)
Нормы
Ubw Оживление семейной ситуации с членами семьи. Как то: братья, сестры, отец в качестве руководителя и гpyппа в качестве матери (символически) Основные, приемы в группе 1.Зависимость 2. Борьба/бегство 3. «Pairina» «Персональная матрица» Перенос и контрпренос или (весь) образец отношений эдипальных обстоятельств (о6ласть «классических неврозов») Психо-социальное формирование компромисса (глубинно-психо-логическая групповая терапия) Фантасти-ческий (ир­реальный) образец отношений
Депрессивная позиция (Kлейн M., 1952) Проективная плоскость с Я-телесными—и объект-составляющими Общие мечты (аналитическая групповая терапия) Эдипальные обстоя-тельства
Опасность утраты идентичности и Я Параноидально-шизоидальный процесс «Психотическая» плоскость Отделение от час­тичных объектов: только хорошие или только плохие объект-состанляю-ищие (область «постклассических неврозов») Проекция, интроекция, проективная идентификация Предэдипальные феномены
Психотическая плоскость «Основная» матрица (Ван дер Клей, 1982)
Автор Шиндлер В. 1951 Бион,1961 Фулкес, 1974 Куттер, 1974 Хейгль-Эверс и Хейтль, 1975 Зандер 1978

Таблица 17. Слойные модели психоаналитической групповой психотерапии.

большинство слойных моделей (см. таблицу 17) опирается на топогра­фическую модель, предложенную еще Зигмундом Фрейдом (см. V.2.2.). Стадии группового процесса рассматриваются в моделях про­цессуальных. Например, согласно W. G. Bennis и Н.А. Shepard (1956), существуют две основные стадии группового процесса: стадия зависимо­сти, в частности, от терапевта, проводящего сеанса, характеризующая­ся скованностью участников группы, и стадия независимости, в течение которой начинают проявляться межличностные отношения. Крайним выражением последней является желание возместить былую зависи­мость путем освобождения от влияния любых авторитетов, будь то тера­певт или абстрактная власть « старших». против которой выступали в 1968 году участники студенческого движения. Своевременное распо­знавание и конструктивное решение скрытых бессознательных группо­вых конфликтов обеспечивает возможность избегать чрезмерных про­явлений коллективной деструктивности.



В другой процессуальной модели, разработанной Филипом Слатером (Philip Slater 1970), различаются три основные стадии группового процесса:

— первая стадия — обожествление руководителя группы;

— вторая стадия — соперничество с руководителем;

— третья стадия — обретение компромисса путем установления новых групповых отношений.

Модель Слатера во многом созвучна принципу трех условий суще­ствования группы, предложенному Уилфредом Р. Байоном (W. R. Bion 1961). Условия эти формируются под влиянием бессознательных групповых процессов. Например, члены группы, не желающие подчи­няться руководителю или склонные с ним бороться, как правило, бес­сознательно объединяются, образуя своего рода «подгруппу» едино­мышленников.

В этом контексте необходимо упомянуть также процессуальные мо­дели Дитера Занднера (Sandner 1978) и Петера Куттера (Kutter 1976) Следует, однако, учитывать, что вне зависимости от ориентации на ту или иную модель в психоанализе неизменно подчеркивается значение сексуальных и агрессивных стереотипов отношений, часто скрытых за очевидным поведением, причины которого могут показаться на первый взгляд более сиюминутными.

Слойные модели подразделяют групповой процесс на несколько одновременно сосуществующих уровней (слоев — Schicht), первый из которых — межличностный или групподинамический, включает в себя обычные, общепринятые достаточно поверхностные отношения между участниками группового сеанса. На втором уровне, находящемся как бы этажом ниже, протекают бессознательные процессы, в которых домини­руют конфликты, связанные с Эдиповым комплексом (см. гл. VI. 2.2. и VI. 2.4.). На более глубоком третьем уровне происходит повторное ожи­вление нарцистических конфликтов, характерных для ранних отноше­ний матери и ребенка и хронологически предшествующих конфликтам эдиповым (см. гл. VI. 3.1.) В соответствии с преобладанием в групповой динамике одного из названных стереотипов отношений, подразделя­ются и сами группы.



Зная об этом, многие терапевты предпочитают набирать группы, характеризующиеся более или менее однородным составом участников.

Однако более предпочтительным представляется в этой связи выбор «золотой середины». Терапевтические процессы, протекающие в чересчур гомогенной (однородной) или гетерогенной (пестрой по составу) группе, уступают по эффективности — сеансам с группой «усредненной».

Карта сайта
shag-1-izuchenie-prirodi-paniki.html
shag-1-opredelite-svoi-glubinnie-ubezhdeniya.html
shag-1-ovladejte-navikami-relaksacii.html
shag-1-rasslabtes-fizicheski.html
shag-2-viberite-strah-kotorij-vas-muchaet.html
shag-2-zapishite-pugayushie-obrazi.html
shag-3-kognitivnaya-restrukturizaciya.html