Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

Распределение детей школьного возраста по классам, полу и типу школы

Пол* Частная школа Государств, школа Всего
М Ж Всего М Ж Всего М Ж Всего
В5
В6
1-1
1-2
1-3
1-4
1-5
1-6
1-7
1-8
2-1
2-2
2-3
Всего:

* Принадлежность к классу в таблице обозначена следующими дву­мя способами:

а) Группы детей дошкольного возраста обозначены значками В5 и В6. Так, группа В5 включала детей в возрасте от 5 до 6 лет.

б) При обозначении групп детей школьного возраста первая циф­ра указывает на уровень школы, а вторая цифра — класс. Так, 2-1 обозначает первый класс старшей школы (9-й класс по системе США).

Тест

Задание на прогнозирование позволяет оценивать степень развития испытуемых представлений о горизонтальности, вертикальности и порядке следования пространственных ха­рактеристик. Испытуемых прося* изобразить предполагае­мые изменения внешнего вида предметов путем добавления


Таблица 3.4

Распределение взрослых испытуемых по уровню образования и полу

Уровень образования пол Всего
Женский Мужской
N М m N М m N М m
Группа 1 / Группа 2 Группа 3 38 55 103 30,6 24,7 30,5 8,9 6,8 8,5 34 36 38 28,0 27,0 31,8 6,9 7,6 8,3 72 91 141 29,4 25,6 30,8 8,1 7,2 8,5
Общие величины 28,9 8,5 29,0 7,9 28,9 8,3

Группа 1: от неграмотных до шести классов школы включительно; Группа 2: от семи до 11 классов школы; Группа 3: более 11 классов школы;



N: количество испытуемых;

М: средний возраст;

т: стандартное отклонение.

линий к контурным изображениям. Разные этапы этого задания включают предъявление отдельных заданий на восприятие горизонтальности и вертикальности согласно концепции Пи­аже и Инхельдер (Ptagetandlnhelder, 1996), которые просле­дили развитие когнитивной сферы ребенка, включающее не­сколько последовательных стадий. Оценка результатов вы­полнения задания от 0 до 5 баллов основана на учете этих стадий.

Задание на рисование с натуры позволяет оценить способ­ность испытуемых к определению пространственных отноше­ний между предметами. Испытуемых просят нарисовать с на­туры расположение трех цилиндров разной высоты и диаметра и небольшого камня. Оценка результатов этого задания осно­вана на признании того, что испытуемые, наиболее точно оп­ределившие в своих рисунках высоту, толщину и удаленность предметов друг от друга, характеризуются наивысшим уров­нем развития пространственного мышления (5 баллов), и со-


ответственно лица, отразившие их неточно, отличаются более низким уровнем развития этой способности.

Задание на воображение позволяет оценить эмоциональную и когнитивную сферы: отношение испытуемых к себе и дру­гим, а также способность к выбору, комбинированию и пред­ставлению. Все эти качества являются основополагающими для мышления и обучения. Испытуемым предлагается вы­брать из набора стимульных изображений людей, животных и неодушевленных предметов два, а затем объединить их в од­ном изображении в соответствии с неким сюжетом. Испытуе­мым предлагают при желании изменить стимульные образы и дополнить их новыми элементами или идеями. После созда­ния рисунка испытуемые должны дать ему название и сочи­нить на основе рисунка какую-нибудь историю. Проективная шкала эмоционального содержания изображения позволяет различать темы как с выраженным отрицательным содержа­ние, такие как сцены убийств (1 балл), так и с выраженным положительным содержанием, такие как сцены, связанные с выражением любви и поддержки (5 баллов). Темы с умерен­но положительным и отрицательным содержанием оценива­ются от 2 до 4 баллов. 3 баллами оцениваются темы либо ней­трального характера (ни положительные, ни отрицательные), либо амбивалентные (как положительные, так и отрицатель­ные) или с неясным эмоциональным содержанием.



Шкала оценки образа «я» позволяет идентифицировать те­мы; связанные с изображением испытуемым самого себя в со­стоянии беспомощности или смертельной опасности (.1 балл), с одной стороны, и сцены, связанные с изображением им себя сильным и успешным (5 баллов).

Процедура

Перевод теста был выполнен самими участниками про­граммы исследований при содействии сертифицированного переводчика. Объем исследования был постепенно расширен, и в тест были внесены небольшие изменения с учетом культур­ных различий. Так например, в задании на прогнозирование из изображения была исключена соломинка, так как соломин-


ки для напитков используются в Бразилии довольно редко. При выполнении задания на воображение испытуемых проси­ли записывать не только историю, но и ее название.

Тестирование проводилось группой участников проекта, прошедших подготовку под руководством автора статьи. Груп­па состояла из девяти человек с психологическим и педагоги' ческйм образованием, прошедших специализацию по арт-те-рапии или психопедагогике. Они были ознакомлены с теоре­тическими основами теста и предупреждены о необходимости соблюдения случайного выбора испытуемых. И наконец, их обучили проводить саму процедуру тестирования. Тестирова­ние проводилось индивидуально или в группах до шести че­ловек. Дальнейшая оценка проводилась в соответствии с кри­териями, описанными в методическом руководстве, и в случае необходимости участники исследования обращались к автору теста. Оценка результатов проводилась тремя психопедагогами, ответственными за стандартизацию теста в Бразилии, и при содействии со стороны трех членов административной группы.

Результаты

В основе РТС лежит гипотеза о том, что тест позволяет оце­нивать когнитивную сферу, ив частности уровень когнитив­ного развития, а также эмоциональную сферу. Данные тести­рования были подвергнуты статистическому анализу с целью выявления различий между группами.

Анализ данных позволил выявитьразличия между группа­ми испытуемых, отличающихся друг от друга по уровню обра­зования и типу школы. Балльные оценки повышались по мере увеличения возраста и уровня образования как по отдельным заданиям, так и по тесту в целом, как показано на рисунке 3.4 (вертикальные столбики обозначают стандартные отклонения. Рост балльных оценок теста был наиболее значителен в млад­ших классах школы. Можно отметить, что учащиеся частных школ отличались в целом более высокими показателями, чем учащиеся государственных школ. Необходимо также обратить внимание на то, что средние балльные оценки по тесту у взрос-


Рис. 3.4.Средние показатели РТС и их связь с уровнем образования и типом школы

лых с низким уровнем образования был ниже, чем у детей школьного возраста.

Результаты использования теста среди учащихся представ­лены в таблице 3.5. Достоверные различия между лицами муж­ского и женского пола отсутствуют. В то жевремя имеются до­стоверные различия между группами испытуемых с разным уровнем образования и типом школы (р < 0,001). Полученные данные могут рассматриваться в качестве нормы для групп с разным уровнем образования и типом школы. Тем не менее с учетом стабильности показателей у учащихся старших клас­сов (см. рис. 3.4) был проведен дополнительный анализ. Его результаты представлены в таблице 3.6.

Результаты задания по рисованию с натуры дают показате­ли достоверности различий с пограничным характером, а по об­щим результатам различия отсутствуют. По результатам за­дания на прогнозирование различия между лицами мужского и женского пола имеют достоверный характер. В свою очередь учащиеся старшей школы разных классов и типа школы друг от друга не отличались.

Средний возраст взрослых испытуемых составлял 29 лет, при стандартном отклонении 8 лет, что видно из таблицы 3.4.


Таблица 3.5

Результаты анализа результатов РТС по отдельным заданиям и общей оценке среди учащихся школы (N=1691)

Задание на прогн. Задание на рис. с натуры Задание на вообр. Общая оценка
Переменные df F а F а F а F а
Класс школы <0,001* <0,001* 49,0 <0,001* <0,001*
Пол 1,2 0,27 0,8 0,39 1,3 0,26 0,4 0,52
Тип школы <0,001* 9,8 <0,001' 0,001* <0,001*

df: число степеней свободы (число переменных минус 1); F: результат анализа показателей; а: достоверность различий.

Результаты анализа данных в группах взрослых представлены в таблице 3.7.

Они подтверждают корреляцию балльных оценок РТС с уро­внем образования, но не с полом. При сравнении групп 1 и 2 были выявлены различия в показателях задания на прогнози-

ТаблицаЗ.6

Результаты анализа показателей РТС по отдельным заданиям и общей оценке среди учащихся старших классов (N=365)

Задание на прогноз. Задание на . рис. с натуры Задание на воображ. Общая оценка
Переменные df F а F а F а F а
Класс школы 0,5 0,69 3,2 0,04 0,32 0,73 0,95 0,39
Пол 5,1 0,03 0,8 0,36 2,60 0,11 1,00 1,18
Тип школы 2,3 0,13 1,8 0,18 3,40 0,07

df: число степеней свободы (число переменных минус 1); F: результат анализа показателей; а: достоверность различий.


Таблица 3.7

Анализ результатов РТС по отдельным заданиям и общей оценке среди учащихся (N=304)

Задание на прогн. Задание на рис. с натуры Зад. на вообр. Общая оценка
Переменные df F а F а F а F а
Класс школы <0,001 <0,001 <0,001 0,001
Пол <0,001 0,002 0,89 2,3 0,89 0,7 0,39

df: число степеней свободы (число переменных минус 1);

F: результат анализа показателей;

а: достоверность различий.

рование между мужчинами и женщинами, что, однако, не по­влияло на характер различий по общим оценкам. Поэтому мы решили представить нормативные показатели на основе учета уровня образования. Тем не менее нам удалось выявить более высокие показатели задания на прогнозирование у учащихся старших классов и взрослых испытуемых мужского пола, чем у лиц женского пола. Результаты австралийских исследований имеют противоположный характер (Silver, 1996b). При этом нам не удалось выявить какие-либо различия между мужчинами и женщинами по эмоциональному содержанию рисунков.

Обсуждение

На основе полученных данных мы провели дополнитель­ное исследование, позволяющее подтвердить и уточнить пред­ставленные выше показатели. Мы начали изучение корреля­ций между показателями отдельных заданий и общим резуль­татом тестирования, после чего проверили надежность теста и наконец сравнили бразильские и американские данные. Было проведено изучение корреляций результатов отдельных зада­ний с общей оценкой теста среди 1961 человека. Приведенные в таблице 3.8 величины показывают, что коэффициент кор­реляции колеблется в диапазоне от 0,3 до 0,8 в соответствии


с рекомендациями Гилфорда и Фрахтера (Guilford & Fruchter, 1978). Это говорит о том, что показатели каждого пункта всех заданий положительно влияют на показатели заданий, однако ни один из пунктов не является при этом достаточным.

Корреляции между показателями отдельных заданий и об­щей оценкой теста показаны в таблице 3.9. Можно заметить, что три задания, с одной стороны, относительно независимы друг от друга, но, с другой стороны, они в равной мере влияют на общий результат.

РТС был повторно предъявлен 44 испытуемым спустя 15-30 дней, в соответствии с процедурой Сильвер (Silver, 1996). Каждая подгруппа детей и взрослых была представлена по мень­шей мере двумя испытуемыми.

Результаты повторного тестирования представлены в таб­лице 3.10.

При проведении повторного тестирования был отмечен эффект научения, составляющий в среднем 0,5 балла по зада­нию на прогнозирование и заданию на рисование с натуры. Никаких изменений в результатах выполнения задания на во-

Таблица 3.8

Корреляция между результатами отдельных пунктов разных заданий, показателями заданий и общей оценкой (N=1691)

Пп Пг Пв Нпл Нвн Нбу Вв Вк Вр
Коэфф. корр. 0,68 0,75 0,46 0,70 0,56 0,62 0,62 0,54 0,69

Ил: задание на прогнозирование, последовательность
Пг: задание на прогнозирование, горизонтальность,
Пв: задание на прогнозирование, вертикальность,
Нпл: задание на рисование с натуры, отношения право-лево,
Нвн: задание на рисование с натуры, отношения верх-низ,
Нбу: задание на рисование с натуры, отношения близость-
удаленность,

Вв: задание на воображение, выбор,

Вк: задание на воображение, комбинирование,

Вр: задание на воображение, представление.


Таблица 3.9

Корреляции между результатами отдельных заданий и общей оценкой РТС (N=1691)

Задание на прогноз. Задание на рис. с нат. Задание на воображ.
Задание на рис. с нат 0,52
Задание на вообр. 0,40 0,49 • —
Общая оценка 0,84 0,84 0,73

ображение выявлено не было. В результате общая оценка по­вторного тестирования была выше на 1,0 балл. Стандартное отклонение повышалось главным образом по общему резуль­тату, что указывало на повышение роли дополнительных фак­торов при повторном тестировании. Коэффициент корреля­ции между результатами первичного и повторного тестирова­ния составлял от 0,62 до 0,87, что указывало на достаточную тестовЬ-ретестовую надежность. Стандартная ошибка средней в нашем исследовании составляла максимум 2 балла по резуль­татам отдельных заданий и 3 балла по общему результату.

Для того чтобы сравнить результаты РТС в Бразилии и США (Silver, 1996a), необходимо показать соответствие между обра­зовательными системами двух стран, что представлено в таб­лице 3.11.

Таблица 3.16 Результаты первичного и повторного тестирования(N=44)

Первичное Повторный Коэфф. корр. Станд. ошибка
Задания тестирование тест
М m м m
Задание на прогн. 8,9 3,6 9,3 3,5 0,84 1,4
Зад. на рис. с нат. 8,9 3,1 9,4 3,6 0,62 1,9
Зад. на воображ. 8,2 2,5 8,3 2,7 0,69 1,4
Общая оценка 26,0 7,5 27,0 8,1 0,87 2,7

Таблица 3.11

Соответствие между образовательными системами США и Бразилии

США БРАЗИЛИЯ
Школа Класс ясли Класс Возраст Школа же,---Яясли Класс
Дет. сад, 1-я группа
дет. сад, 2-я группа
начальная школа 1-й класс подготовительный класс
2-й класс первый уровень 1-й класс
3-й класс 2-й класс
4-й класс 3-й класс
5-й класс 4-й класс
6-й класс 5-й класс
школа юниоров 7-й класс 6-й класс
8-й класс 7-й класс
старшая школа 9-й класс 8-й класс
10-й класс второй уровень 1-й класс
11 -и класс 2-й класс
12-й класс 3-й класс
колледж университет 1-й курс
2-й курс
3-й курс
4-й курс
дальнейшее образование последипомная подготовка

Общая тенденция повышения результатов тестирования была характерна как для бразильской, так и американской выборки, что показано на рисунке 3.5. В то же время американ­ские показатели более высокие. Разница показателей отдель­ных заданий между американской и бразильской выборками составляет 1 балл, а общей оценки — 2 балла. В американской выборке были отмечены значительные различия в показателях теста между подростками 13-15 лет и 17-18 лет. В 13-14 лет


они были максимальными и уменьшались в 17-18 лет. Этого не было отмечено среди бразильских подростков.

Постепенное увеличение показателей теста в бразильской выборке демонстрировало процесс развития психических функций с возрастом и подтверждало нашу исходную гипотезу и качество полученных данных.

Карта сайта
sportivnaya-atleticheskaya-figura.html
sportsmeni-ne-dostigshie-18-letnego-vozrasta.html
srednearifmeticheskie-velichini-i-ih-otkloneniya.html
stafilokokkovie-porazheniya-kozhi-u-detej-ot-1-do-15-let.html
standartizaciya-risunochnogo-testa-silver-v-rossii.html
sterilizaciya-hirurgicheskih-instrumentov.html
stolbnyak-nuzhna-li-privivka.html