Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

П. Рассматривание отдельных объектов Кремля.

• Для учителя.

Более восьми веков прошло с тех пор, как на крутом Боровиц­ком холме, поросшем в то время густым сосновым бором, по при­казу русского князя Юрия Долгорукова построили небольшую де­ревянную крепость. Шёл 1147 год. Эту дату и принято считать го­дом основания Москвы. Площадь того древнего поселения, по летописным источникам, из конца в конец составляла всего триста шагов.'

В 13-м веке Москва стала центром одного из русских княжеств. В 14-м веке великий московский князь Иван Калита спешит укре­пить Москву. Строятся новые дубовые стены и башни Кремля вза­мен сгоревших в 1331 г. Отёсанные дубовые брёвна были огром­ных размеров. Их диаметр достигал 70 см.

Эта крепость прослужила более 25 лет. В 1365 г. в один из за­сушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том одсле и деревянные стены Кремля. Княжил в то время внук Ивана Калиты — Дмитрий Иванович (впоследствии Дмитрий Донской). Он юзвёл стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2-3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще вы­держал его осаду.

Более ста лет служили надёжной защитой Москве и Руси бело­каменные стены и башни Кремля. За это время много раз подверга­лись они осаде неприятеля и не однажды разрушались от поваров. К середине 15-го века стены сильно обветшали, в некоторый мес­тах были заделаны брёвнами и уже не могли служить надежной защитой. Вот тогда, на рубеже 15-го и 16-го веков и был возведён тот Кремль, который мы знаем.

В Москву были приглашены лучшие русские и иностранные зодчие. Центром Кремля стала Соборная площадь. В августе 1479 года на кремлёвском холме засиял массивный изящный и стройный Успенский собор. Он стал главным собором государства. Здесь ко­роновали царей, оглашались самые важные сообщения. Его укра­шают фрески выдающегося русского художника Дионисия, древ­ние иконы 11-13-го веков. Замечательный живописец Андрей Руб­лёв создал неповторимые иконы для Благовещенского собора. Сооружение это куда меньше пятиглавого соседа - Успенского со­бора, но зато, благодаря трёхглавию, стройное, лёгкое, почти воз­душное. Здесь, в Кремле, создавался новый стиль зодчества, кото­рый постепенно стал общерусским.

Вскоре здесь встала великолепная Грановитая палата. Её возве­ли к 1491 году итальянцы Пьетро Антонио Солари и Марк Фрязин, перед этим возводившие крепостные стены. Палата вместительна -её пространство почти 500 м, стены украшены фресками.

В первом десятилетии 16-го века другой итальянский зодчий построил Архангельский собор, ставший некрополем - усыпальни­цей московских великих князей и царей.



Гордость площади трёх соборов - колокольня Ивана Великого высотой около 80 м. На её башне находилось 34 колокола общим весом свыше 16 тыс. пудов. Их звон слышала вся Москва.

Одновременно возводились стены, ворота, башни Кремля, ко­торые в 17-м веке увенчались стройными шатрами. Был построен чудесный Теремный дворец - жилые палаты царской семьи. В 18-м веке на территории Кремля появилось строгое и прекрасное здание архитектора Казакова и Арсенал. В следующем веке к ним приба­вились Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата - один из старейших музеев нашей страны. Самый молодой в семье по­строек Кремля - Дворец съездов, он воздвигнут несколько десяти­летий назад.

Среди музейных ценностей Кремля выделяется гигант артилле­рийского производства 16-го века - Царь-пушка. Она отлита та­лантливым русским мастером Андреем Чоховым. Пушке не при­шлось участвовать в боевых действиях, однако её отливали именно как боевое орудие, а не в чисто декоративных целях. Вес Царь­пушки около 40 тонн, длина почти 5,5 метров, а диаметр дула, то есть калибр, составляет чуть ли не метр... Стрельба из неё предна­значалась каменной картечью.

Не менее знаменит и Царь-колокол. Отливал его Иван Моторин, знаменитый московский литейщик, с сыном Михаилом в 1733-1735 годах. Вес колокола 200 тонн.

И Царь-пушка, и Царь-колокол напоминают нам о старинных умельцах, чьи золотые руки вызывают восхищение.

Краснокирпичный Кремль, воздвигнутый во времена великого русского князя Ивана III, за свою долгую историю не раз обновлял­ся. Реставрировали его и в наши дни, отчего этот величайший и неповторимый памятник русской национальной архитектуры стал ещё величественнее и краше. Полюбоваться им ежедневно прихо­дят сюда тысячи экскурсантов.

Домашнее задание: учебник, с. 100-109; рабочая тетрадь, с. 46-49.



Урок 65. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ

Цели: дать первоначальные сведения о форме Земли и ее по­верхности; учить ориентироваться по карте полушарий, читать ус­ловные обозначения, определять материки, океаны, экватор.

Оборудование: глобус, карта полушарий, мячик, круг (бу­мажный).

Ход урока

I. Практическая работа № 1.

Цель: изучение планеты Земля, её формы, поверхности. Вопросы и задания учащимся.

-Что вы знаете о форме Земли?

- Откуда вы это узнали?

- На столе лежат мяч и круг. Выберите тот предмет, который полностью повторяет форму нашей планеты.

- Люди какой профессии воочию убедились в том, что земля имеет шарообразную форму? (Космонавты.)

- Всегда ли люди знали об этом?

Жители древней Индии представляли Землю следующим обра­зом: это полусфера, которая лежит на спинах огромных слонов, слоны, в свою очередь, стоят на гигантской черепахе, черепаха — на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное про­странство.

- Какая модель помогает нам увидеть уменьшенное изображе­ние Земли? (Глобус.)

- Рассмотрите глобус. Какую форму он имеет?

- Сравните изображение Земли на глобусе и карте. Что заметили?

- Чего больше на Земле - воды или сущи?

- Как это можно определить по глобусу и карте?

-Рассмотрите огромные участки суши, которые со всех сторон омываются водами океанов. Это материки.

- Посчитайте, сколько материков на поверхности Земли.

- Прочитайте их названия.

- О каких из них вы уже слышали раньше?

- Чем они вам запомнились?

- Какой материк изображен на карте белым цветом?

- Рассмотрите условные обозначения.

- Почему Антарктида на карте белого цвета?

- Прочитайте названия океанов.

- Сколько их?

Карта сайта
profilakticheskie-meropriyatiya-vulkanicheskih-izverzhenij.html
profilakticheskie-vozgoraniya-torfa-i-borba.html
profilaktika-kontaktnoj-infekcii.html
proishozhdenie-skandinavskoj-hodbi.html
promezhutochnie-i-transportnie-hozyaeva.html
proporcii-i-predstavleniya-o-krasote.html
protokol-seansa-individualnoj.html