Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

Основные виды и принципы вскармливания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Поликлиническая педиатрия»

студентов 6 курса специальности «Педиатрия»

Раздел 1. Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому.

Тема 5. Вскармливание и профилактика расстройств питания.

Обсуждена на заседании кафедры

«26» августа 2015г.

протокол № 1

Методическая разработка составлена

ассистентом, к.м.н. Шайтановой В.Н.

«___»_______________20___г.

Ставрополь, 2015 г.

Раздел I: Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому.

Тема 5. Вскармливание и профилактика расстройств питания.

2.Актуальность темы:Вскармливание детей было и остается одной из актуальных проблем в педиатрии. Особого внимания заслуживают вопросы правильной организации питания детей первого года жизни. Питание ребенка начинается задолго до его рождения и обеспечивается внутриутробным поступлением основных пищевых ингредиентов, а значит зависит от особенностей питания будущей матери. Доказано, что нарушения в питании беременной отрицательно сказываются на состоянии здоровья ребенка.

Только грудное вскармливание обеспечивает оптимальное питание новорожденного и детей первого года жизни. Только в естественном вскармливании реализуются важнейшие свойства грудного молока - синхронность возраста ребенка и возраста лактации, иммунологическая тождественность и направленное "иммунологическое воспитание".

Чрезвычайно важное влияние оказывает естественное вскармливание на становление нервно-психических функций и интеллекта. Это обеспечивается уникальным составом материнского молока, который интенсифицирует процессы созревания и миелинизации центральной нервной системы.

Характер питания ребенка на первом году жизни во многом определяет и дальнейшее здоровье человека и даже его умственное развитие. Исследования показали, что у детей, получавших грудное молоко, в последующие годы снижается риск развития таких заболеваний как атеросклероз, хронические заболевания пищеварения, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, лейкоз, ожирение, остеохондроз, аллергические заболевания.

3. Учебные и воспитательные цели:

3.1.Общая цель:разъяснить значениеестественного вскармливания для здоровья ребенка. Научить принципам рационального вскармливания детей первого года жизни.



3.1.Частные цели (задачи):

Студент должен знать:Основные виды и принципы вскармливания.

· Рекомендуемые нормы потребности в пищевых ингредиентах детей первого года жизни.

Студент должен уметь:

4. Схема интегративных связей:

Кафедра ПДБ – принципы вскармливания здоровых детей раннего возраста.

Кафедра детских болезней – клиника, диагностика и лечение дистрофий у детей.

Кафедра физиологии – потребности в основных пищевых ингредиентах у детей

Кафедра биохимии – характеристика грудного молока и его заменителей.

5. Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля студентов во вне учебное время.

5.1. Формулировка вопроса: 1. Понятие о естественном, смешанном и искусственном вскармливании. 2. Принципы расчета количества пищи у детей раннего возраста. 3. Режим питания детей раннего возраста. 4. Прикормы у детей первого года жизни. 5. Оценка достаточности питания у детей. 6. Основные продукты для искусственного вскармливания детей. 7. Виды гипогалактии и ее профилактика. 8. Гипотрофия, степени гипотрофии. Наблюдение и лечение детей с гипотрофией 1 и 2 степени в поликлинике 5.2. Формулировка установочной инструкции: 1. Продумать рекомендации по рациональному вскармливанию детей первого года жизни. 2. Рассчитать суточное количество пищи ребенку в зависимости от возраста. 3. Назначить режим кормления ребенку в зависимости от возраста. 4. Дать рекомендации матери по введению прикормов у детей. 5. Оценить признаки недостаточности питания у ребенка и возможности его коррекции. 6. Составить план мероприятий по профилактике гипогалактии. Выбрать адекватные варианты смесей для искусственного вскармливания детям различного возраста. Составить план диспансерного наблюдения за ребенком, страдающим гипотрофией 1 и 2 степени

6.Рекомендуемая литература студенту.



Основная

1. Лекционный материал.

2. Поликлиническая педиатрия. Учебник для вузов, под ред. проф. А.С.Калмыковой. - Москва, «ГЭОТАР-Медиа». – 2009.

3. Справочник педиатра. Учебное пособие (под ред. В.О. Быкова, А.С. Калмыковой.) – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону, 2007.

4. Калмыкова А.С. Ткачева Н.В., Марочкина Л.И., Климов Л.Я, Зарытовская Н.В., Кулешова О.К., Шайтанова В.Н., Феодосиади О.С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет.- Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. - Ростов-на-Дону.- «Феникс»..- 2008.- с.335.

Дополнительная

1. Пропедевтика детских болезней. Учебник для вузов, под ред проф. А.С. Калмыковой. Рек. ФИРО. – Москва «ГЭОТАР Медиа». - 2010

2. Методика клинического обследования здорового и больного ребенка со схемой истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. Рек. УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России.- - Ставрополь.- 2011.

3. Уход за здоровым и больным ребенком. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Рекомендовано УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2006.

4. Руководство по практическим умениям педиатра (под ред. В.О. Быкова). - Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2009.

5. Современные аспекты вскармливания детей грудного возраста. – Методические рекомендации. Ставрополь, 2008.

6. Национальная программа по поддержке вскармливания. – М.- 2010

7. Диагностика и диетотерапия пищевой непереносимости у детей раннего возраста. Уч.-метод. пос. Рек. УМО по мед. и фарм. образ.- Ставрополь. - 2004.

7. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

1. Понятие о естественном, смешанном и искусственном вскармливании.

2. Принципы расчета количества пищи у детей раннего возраста.

3. Режим питания детей раннего возраста.

4. Прикормы у детей первого года жизни.

5. Оценка достаточности питания у детей.

6. Основные продукты для искусственного вскармливания детей.

7. Виды гипогалактии и ее профилактика.

8. Наблюдение и лечение детей с расстройствами питания в условиях поликлиники. Профилактика их развития, реабилитация.

8.Аннотация (прилагается).

9. Контроль результатов усвоения темы- ситуационные задачи (Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников вузов по специальности «Педиатрия». – ГОУВЦНМЦ, М., 2006);

-тесты исходного (претест) и итогового (посттест) уровня знаний (Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 0400200 «Педиатрия». – ГОУ ВУНМЦ, М., 2006).

10. Методические рекомендации студентам по выполнению программы самоподготовки:

Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки.

Восстановите приобретенные на предыдущих курсах и ранее изученным темам знания.

Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия.

Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач.

Обратите внимание на возможные ошибки при постановке дифференциального диагноза.

Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания.

8. Аннотация по теме занятия:

Способы стимуляции лактации

При незначительном дефиците молока у матери стоит прикладывать ребенка поочередно к каждой груди и тщательно сцеживать молоко. Количество кормлений может быть увеличено, в том числе и за счет ночных кормлений. Увеличения лактации можно добиться за счет прекращения кормления ребенка из бутылочки, психопрофилактики, нормализации питания матери, расслабления во время кормления ребенка грудью, постоянного контакта с ребенком, увеличения продолжительности кормления грудью. Большое количество жидкости, употребляемой матерью, может снизить выработку молока.

С целью увеличения выработки молока рекомендуют употребление напитков, приготовленных с использованием растительных стимуляторов лактации: одуванчик, крапива, укроп, душица, тмин, салат, морковь, редька. Стимулируют лактацию душево-массажная процедура - после кормления грудь обмывают горячей водой (45оС) и одновременно проводят массаж от центра к периферии и сверху вниз. Процедура проводится в течение 10 минут по 2 раза в день для каждой груди. Душ можно заменить компрессами из махровой ткани, смоченной в горячей воде.

Для лечения гипогалактии могут быть использованы: УФО молочных желез (с 1/4 до 1 биодозы в течение 10 дней), электрофорез с никотиновой кислотой, ультразвук, согревание лампой "Солюкс" (с 5 до 30 минут с ежедневным увеличение времени сеанса на 5 минут, курс - 5-10 дней), парафиновые аппликации на грудные железы, чередование вибрационного массажа и диатермии, иглорефлексотерапия.

Рекомендуют использование трубки для кормления (принцип соломинки для коктейля). Один конец тонкой (!) трубки опускают с чашку с молоком, а другой закрепляют вдоль соска. Поток молока регулируют зажимая трубку.

Медикаментозное лечение гипогалактии должно использоваться в комплексе с другими методами. Длительность курса терапии 7-10 дней, при необходимости курсы можно повторять.

1-й комплекс: апилак по 0,01г 3 раза в день под язык, "Гендевид" или "Ундевид" по 1 драже 2 раза в день после еды, витамин Е по 0,1г 3 раза в день, глутаминовая кислота по 1,0 г 3 раза в день через 20 минут после еды (запивать крепким чаем), никотиновая кислота в индивидуально подобранной дозе (0,05-0,1 г) 4 раза в день после еды за 15-30 минут до кормления ребенка. Подбор дозы препарата проводится так: если молока хватает на два первых кормления, то перед третьим кормлением дается никотиновая кислота в дозе 0,05 г. Если эта доза дает ощущение тепла, то это и есть необходимая доза препарата, если этого чувства нет, то дозу постепенно увеличивают до 0,1г.

2-й комплекс: (назначается через 7-10 дней после первого комплекса в случае его недостаточного эффекта) пивные дрожжи по 60 г 3 раза в день (если дрожжи сухие, то их принимают по 1 чайной ложке 3 раза в день) или гефефитин по 1 таблетке 4 раза в день, липоевая кислота по 1 таблетке 3 раза в день, аспаркам по 1 таблетке 3 раза в день.

Положительный эффект можно получить при назначении 0,05% раствора йодистого калия по 1 чайной ложке 3 раза в день в течение 7-10 дней. Для лечения гипогалактии после преждевременных родов применяют церукал, который стимулирует секрецию пролактина. На 10-15 день после родов, при безрезультатных попытках увеличения объема молока назначается церукал по 1 таблетке 3 раза в день за 15 минут до еды в течение 7 дней (препарат можно давать до 3-х месяцев). Препарат противопоказан при гипертонии. По рекомендациям ВОЗ назначают хлорпромазин по 25 мг три раза в день 7 дней.

В качестве мер, препятствующих развитию гипогалактии, предлагают кормление в расслабленном состоянии, употребление теплого напитка перед кормлением, начинать кормление сразу, как мать почувствует давление в груди.

При истинной гипогалактии необходимо: 1) кормить ребенка каждой грудью по два раза. 2) проводить стимуляцию рефлекса окситоцина: сцеживать молоко в спокойной обстановке (можно с помощником). Во время сцеживания надо держать ребенка на коленях или смотреть либо на него, либо на его фотографию. Выпить теплый успокоительный напиток (но не кофе). Нагреть грудь (компресс, грелка, теплый душ). Осторожно массировать грудь по направлению к соску. Попросить ассистента потереть матери спину 1-2 минуты с обеих сторон от позвоночника, начиная от шеи и до плеч.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине «Поликлиническая педиатрия»

студентов 6 курса специальности «Педиатрия»

Раздел 1. Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому.

Тема 5. Вскармливание и профилактика расстройств питания.

Обсуждена на заседании кафедры

«26» августа 2015г.

протокол № 1

Методическая разработка составлена

ассистентом, к.м.н. Шайтановой В.Н.

«___»_______________20___г.

Ставрополь, 2015 г.

Раздел I: Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому.

Тема 5. Вскармливание и профилактика расстройств питания.

2.Актуальность темы:Вскармливание детей было и остается одной из актуальных проблем в педиатрии. Особого внимания заслуживают вопросы правильной организации питания детей первого года жизни. Питание ребенка начинается задолго до его рождения и обеспечивается внутриутробным поступлением основных пищевых ингредиентов, а значит зависит от особенностей питания будущей матери. Доказано, что нарушения в питании беременной отрицательно сказываются на состоянии здоровья ребенка.

Только грудное вскармливание обеспечивает оптимальное питание новорожденного и детей первого года жизни. Только в естественном вскармливании реализуются важнейшие свойства грудного молока - синхронность возраста ребенка и возраста лактации, иммунологическая тождественность и направленное "иммунологическое воспитание".

Чрезвычайно важное влияние оказывает естественное вскармливание на становление нервно-психических функций и интеллекта. Это обеспечивается уникальным составом материнского молока, который интенсифицирует процессы созревания и миелинизации центральной нервной системы.

Характер питания ребенка на первом году жизни во многом определяет и дальнейшее здоровье человека и даже его умственное развитие. Исследования показали, что у детей, получавших грудное молоко, в последующие годы снижается риск развития таких заболеваний как атеросклероз, хронические заболевания пищеварения, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, лейкоз, ожирение, остеохондроз, аллергические заболевания.

3. Учебные и воспитательные цели:

3.1.Общая цель:разъяснить значениеестественного вскармливания для здоровья ребенка. Научить принципам рационального вскармливания детей первого года жизни.

3.1.Частные цели (задачи):

Студент должен знать:Основные виды и принципы вскармливания.

· Рекомендуемые нормы потребности в пищевых ингредиентах детей первого года жизни.

Студент должен уметь:

4. Схема интегративных связей:

Кафедра ПДБ – принципы вскармливания здоровых детей раннего возраста.

Кафедра детских болезней – клиника, диагностика и лечение дистрофий у детей.

Кафедра физиологии – потребности в основных пищевых ингредиентах у детей

Кафедра биохимии – характеристика грудного молока и его заменителей.

5. Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля студентов во вне учебное время.

5.1. Формулировка вопроса: 1. Понятие о естественном, смешанном и искусственном вскармливании. 2. Принципы расчета количества пищи у детей раннего возраста. 3. Режим питания детей раннего возраста. 4. Прикормы у детей первого года жизни. 5. Оценка достаточности питания у детей. 6. Основные продукты для искусственного вскармливания детей. 7. Виды гипогалактии и ее профилактика. 8. Гипотрофия, степени гипотрофии. Наблюдение и лечение детей с гипотрофией 1 и 2 степени в поликлинике 5.2. Формулировка установочной инструкции: 1. Продумать рекомендации по рациональному вскармливанию детей первого года жизни. 2. Рассчитать суточное количество пищи ребенку в зависимости от возраста. 3. Назначить режим кормления ребенку в зависимости от возраста. 4. Дать рекомендации матери по введению прикормов у детей. 5. Оценить признаки недостаточности питания у ребенка и возможности его коррекции. 6. Составить план мероприятий по профилактике гипогалактии. Выбрать адекватные варианты смесей для искусственного вскармливания детям различного возраста. Составить план диспансерного наблюдения за ребенком, страдающим гипотрофией 1 и 2 степени

6.Рекомендуемая литература студенту.

Основная

1. Лекционный материал.

2. Поликлиническая педиатрия. Учебник для вузов, под ред. проф. А.С.Калмыковой. - Москва, «ГЭОТАР-Медиа». – 2009.

3. Справочник педиатра. Учебное пособие (под ред. В.О. Быкова, А.С. Калмыковой.) – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону, 2007.

4. Калмыкова А.С. Ткачева Н.В., Марочкина Л.И., Климов Л.Я, Зарытовская Н.В., Кулешова О.К., Шайтанова В.Н., Феодосиади О.С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет.- Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. - Ростов-на-Дону.- «Феникс»..- 2008.- с.335.

Дополнительная

1. Пропедевтика детских болезней. Учебник для вузов, под ред проф. А.С. Калмыковой. Рек. ФИРО. – Москва «ГЭОТАР Медиа». - 2010

2. Методика клинического обследования здорового и больного ребенка со схемой истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. Рек. УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России.- - Ставрополь.- 2011.

3. Уход за здоровым и больным ребенком. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Рекомендовано УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2006.

4. Руководство по практическим умениям педиатра (под ред. В.О. Быкова). - Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2009.

5. Современные аспекты вскармливания детей грудного возраста. – Методические рекомендации. Ставрополь, 2008.

6. Национальная программа по поддержке вскармливания. – М.- 2010

7. Диагностика и диетотерапия пищевой непереносимости у детей раннего возраста. Уч.-метод. пос. Рек. УМО по мед. и фарм. образ.- Ставрополь. - 2004.

7. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

1. Понятие о естественном, смешанном и искусственном вскармливании.

2. Принципы расчета количества пищи у детей раннего возраста.

3. Режим питания детей раннего возраста.

4. Прикормы у детей первого года жизни.

5. Оценка достаточности питания у детей.

6. Основные продукты для искусственного вскармливания детей.

7. Виды гипогалактии и ее профилактика.

8. Наблюдение и лечение детей с расстройствами питания в условиях поликлиники. Профилактика их развития, реабилитация.

8.Аннотация (прилагается).

9. Контроль результатов усвоения темы- ситуационные задачи (Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников вузов по специальности «Педиатрия». – ГОУВЦНМЦ, М., 2006);

-тесты исходного (претест) и итогового (посттест) уровня знаний (Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 0400200 «Педиатрия». – ГОУ ВУНМЦ, М., 2006).

10. Методические рекомендации студентам по выполнению программы самоподготовки:

Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки.

Восстановите приобретенные на предыдущих курсах и ранее изученным темам знания.

Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия.

Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач.

Обратите внимание на возможные ошибки при постановке дифференциального диагноза.

Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания.

8. Аннотация по теме занятия:

Основные виды и принципы вскармливания

Естественное вскармливание - это кормление ребенка грудным молоком матери, когда его количество составляет более 4/5 суточного объема пищи.

Основные принципы естественного вскармливания: а) прикладывание обнаженного новорожденного (при отсутствии противопоказаний) к груди матери через 30 минут после рождения в родильном зале, б) обеспечение совместного пребывания в родильном доме матери и ребенка, в) свободный режим вскармливания новорожденного "по требованию", с количеством прикладываний к груди от 8 до 12 раз в сутки, в том числе и в ночное время, г) пропаганда более гибкого режима кормления детей до 1 года и более с возможными отклонениями от регламента по кратности, длительности, количеству высасываемого молока, при хорошем развитии ребенка, д) более позднее (чем рекомендовалось ранее) введение пищевых добавок (соки, прикормы), е) длительное сохранение грудного вскармливания (до года и более).

Естественное вскармливание является наиболее физиологически адекватным и биохимически сбалансированным видом питания грудного ребенка.

Смешанное вскармливание - это такое кормление ребенка, когда объем кормления молочными смесями составляет от 20% до 80% суточного рациона. Этот вид вскармливания применяется после безуспешной борьбы с гипогалактией у матери.

Основные принципы смешанного вскармливания: а) в каждом случае необходимо по возможности строго учитывать количество грудного молока, получаемого от матери и недостающее количество восполнять молочными смесями, б) даже при небольшом количестве грудного молока его следует сохранить как можно дольше, для чего каждое кормление следует начинать с прикладывания к груди, в) целесообразно давать докорм с ложечки или из бутылочки с упругой соской, имеющей 3-5 мелких отверстий, г) сроки введения продуктов и блюд прикорма при использовании современных адаптированных смесей не должны отличаться от сроков при естественном вскармливании.

Искусственное вскармливание - это такое вскармливание, когда грудное молоко или полностью отсутствует или составляет менее 20% суточного объема пищи.

Принципы искусственного вскармливания: а) в качестве основного продукта питания следует применять одну смесь и не менять ее необоснованно часто, б) вследствие более высокой осмолярности искусственных смесей детей следует допаивать кипяченой водой, в) смеси должны быть стерильно приготовленными перед самым кормлением и подогреты до 35-40оС, г) при кормлении бутылочку надо держать так, чтобы ее горлышко было заполнено смесью, д) нельзя игнорировать индивидуальные особенности ребенка и социальные условия, необходим поиск разумных компромиссов для реального выполнения рекомендаций, е) сроки введения прикормов при использовании современных адаптированных смесей не должны отличаться от сроков при естественном вскармливании.

Таблица 1.

Рекомендуемые нормы потребности в пищевых ингредиентах детей первого года жизни

(приказ МЗ СССР, 5786-91)

Возраст, Энергия Белки г/кг Жиры Углеводы
месяцы ккал/кг Всего Живот- ные г/кг г/кг
0-3 4-6 7-12 2,2 2,6 2,9 2,2 2,5 2,3 6,5 6,0 5,5

Потребность в белках в таблице № 1 приведена для естественного вскармливания или вскармливания адаптированными смесями с белковой ценностью не ниже 80%. При вскармливании неадаптированными смесями с белковой ценностью ниже 80% потребность в белках увеличивается на 20%, а калорийность на 10-15%.

Необходимо помнить, что лактация носит циклический характер с развитием лактационного криза через 1,5-2 месяца. В это время важно кормить ребенка по первому требованию, в том числе и в ночное время, давать ему обе груди.

Детей, находящихся на искусственном вскармливании, рекомендуют кормить по часам. На первом месяце жизни - 6-7 раз, с 1-го по 5 месяц - 6 раз, а с 5 месяцев до 1 года - 5 раз в сутки.

Карта сайта
na-odnogo-podopechnogo-postoyanno-operezhaet-rost-denezhnih-postuplenij.html
narusheniya-sna-i-psihicheskaya-zashita-lichnosti.html
narushennaya-identichnost-dolgosrochnih-bezrabotnih.html
naselyonnih-punktov-i-territorij.html
naslazhdenie-i-chuvstvennost-u-tolstushek-svyazani-bolshe-s-edoj-chem-s-seksom.html
nasledstvennost-alkogolizma.html
ne-protivopostavlyat-a-sravnivat.html