Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

Основные позиции теории Р.Лазаруса

1. Опосредованный характер возникновения стресса – он определеяется сугубо субъективными факторами (восприятием ситуации, личностными особенностями: интроверт/экстраверт; стресс-resiliance)

Следовательно – имеет место когнитивная оценка!

2. Копинг-стратегия – процесс сравнивания всех элементов личностного видения ситуации с возможностями ее преодоления.

3.Результаты когнитивной оценки всегда на уровне осознания, но в очень обобщенных суждениях =>

4. Преобладание бессознательных форм реагирования, которые на уровне осознания аффективно окрашены!

1. Угроза –воображание лишения чего-то важного или субъективно значимого в будущем => тревога

2. Конфликт – одновременное присутствие двух или нескольких несовместимых стремлений или целей (прямое столкновение) => ярость, гнев

3. Фрустрация – воздействие некоторого общего вредоносного или угрожающего фактора, препятствующего или отсрачиваюшего достижение актуально значимых целей => депрессивные чувства и переживания.

Cтратегии преодоления: типы реакций

Активность:

Ø Активное преодоление (борьба)

Ø Активное избегание (уход, бездействие)

Острые эмоции: ярость, гнев, cтрах, испуг

Псевдоактивность:

Ø Подмена деятельности

Ø Деградация деятельности

Ø Регрессия поведения

Эмоциональная тупость: вялость, апатия, отстраненность, безучастность

Пассивность:

Ø Пережидание

Ø Заторможенность

Ø Ступор

Длящееся эмоциональное переживание: тревога, волнение, скованность, подавленность

***

Стресс – это процесс, ведущим фактором, определяющим направление его развития, является субъективное “восприятие” или “образ” ситуации.

Формирование образа ситуации происходит на базе комплекса когнитивно-аффективных оценок, отражающих актуальные для человека мотивационно-потребностные установки и доступные способы их достижения.

Актуализация имеющихся в распоряжении субъекта копинг-стратегий, лежащих в основе актуализируемых паттернов совладающего поведения.

30.03.16

Совладание/стратегия/копинг

Копинг-стратегии – что-то формируется по мере накопления жизенного опыта и отражает специфику личностных ориентаций в преодолении трудных жизненных обстоятельств.

Исходный вариант типологии (двумерная модель Лазаруса и Фолкман):

1) Проблемно-ориентированный копинг - я начинаю работать с проблемой, и пытаюсь ее решить.

2) Эмоционально-ориентированный копинг – эмоциональное отреагирование ситуации, где я начинаю менять свое отношение к проблеме/ситуации. НО сама ситуация не затрагивается!



Значит – я вынужден корректировать цель (по Леонтьеву).

Многоуровневая модель С.Хобфолла (1993)

Ø Пространство доступных субъекту копинг-стратегий – многомерный конструкт.

Ø Индивидуальный выбор стратегий может быть соотнесен с определенными моделями поведения.

Три основные оси:

Ø Направленность на действия (активность/пассивность)

Ø Направленность на других людей (просоциальный/асоциальный копинг)

Ø Направленность на причину/объект (прямая/непрямая (обходной путь))

Оси описания поведения

Направленность на действия
Активная Пассивная
Ø Активное преодоления трудностей Ø Осторожные действия Ø Избегание
Направленность на других
Просоциальная Ø Вступление в социальный контакт Ø Поиск социальной поддержки Асоциальная (не противоправно, а уход от людей) Ø Асоциальные действия (ложь, обман) Ø Агрессивные действия (на внешний мир/аутоагрессия)
Направленность на предмет
Прямая Ø Импульсивные действия - направленность на непосредственное разрешение ситуации Непрямая Ø Манипулятивные действия – влияние на ситуацию через других людей (инструментальное отношение – люди как компоненты схемы и рядоположенные элементы ситуации)

Когнитивная реструктуризация проблем:

10 типов разрушающего мышления

Стратегия искажения или разрушения Психологический “ключ”
1. Фильтрация – концентрация только на отрицательных деталях (положительные аспекты – выкидываются). Рассредоточьтесь: учитесь видеть в ситуации и хорошее
2. Поляризация – черно-белое мышление, крайности. Считайте в процентах – вырабатывайте свой градиент оценки
3. Чтение мыслей – даже не слушая людей, вы думаете, что вы знаете, почему так себя ведет человек и что он чувствует + предугадывание, как он к нам относится (пример: ситуация на экзамене – вглядываться в лицо) Выбросьте это из головы!
4. Катастрофизация Постоянное ожидание крупных неудач и катастроф! Рационально и реалистично оценивайте ШАНСЫ
5. Ошибки «контроля» - интернальный/экстернальный локусы контроля (самое опасное – потому что от меня ничего не зависит!) Проведите четкое разграничение «я сделал так, что это случилось» и «они сделали так, что это произошло»
6. Ошибки «справедливости» - вы чувствуете обиду и возмущение, так как точно не знаете, что «правильно и справедливо» (это очень размытый конструкт в психологии), а другие люди не соглашаются с вами. Отойти от категории српаведливости и решить, что мне важно в этой ситуации (что я хочу от нее получить – предпочтения)
7. Ошибка «долженствования» - есть жесткие правила, как должны вести себя люди и вы сами в определенных ситуациях. Отойти от жесткости правил
8. Ошибка в оценке изменений – вы думаете, что другие будут изменяться, чтобы подходить вам. Примите за правило утверждение: «Мое счастье зависит от меня»!
9. Всегда прав – моя точка зрения единственно верная. Начните активно слушать других!
10. Ошибка вознаграждения на небесах – кажется, что есть кто-то вышний, следящий за событиями и обеспечивающий вознаграждение/наказание – и вы все ждете, когда же это произойдет (это же все зачтется!). Поймите, что расплата/вознаграждение могут прийти очень скоро или даже прямо сейчас!

Копинг-стратегии, используемые человеком – далеко не всегда являются эффективными средствами справиться со стрессом.



ð Главные задачи при оказании психологической помощи:

Ø Формирование новых способов совладания со стрессом (адаптивных)

Ø Устранение уже сложившихся (старых) форм неадекватного отношения/совладания со стресогенными ситуациями.

06.04.16

Трансактные модели стресса

Модель Кокса (Cox)

· Модель, интегрирующая установки когнитивных моделей стресса и эмпирических подходов в рамках парадигмы соответствия “человек-среда”.

To transact - вести дело (например, заключать сделку). Transaction – проведение.

Фокусируется внимание на:

Переход от стадии к стадии в процессе развития стресса с учетом результата предыдущего действия (от результата копинг-стратегии). Модель работает по механизмам обратной связи.

Понятие внутренних ресурсов и учет их.

Дисбаланс внешних требований, внутренних ресурсов = уже стресс (не просто переживание, а полноценное состояние, которое порождает определенную реакцию, напралвенную на разрешение).

Исследование деятельности пожарных-спасателей, работающих на Чернобыльской АС:

У пожарных-спасателей выше частота психических расстройств и отклонений: пограничные состояния (на 5% больше других пожарных), психосомати (почти половина), клинические формы (оклоло 10%).

Жажда, сухость во рту – симптом стресса, потому что пищеварительная система стагнирует, прекращает работу и слюна не выделяется.

ИТОГО:

Транзактный подход позволяет достаточно полно интегрировать основные положения экологических и процессуальных моделей стресса (доказывает их взаимодополняемость)!

При этом же именно ТА подход указывает на необходимость более четкого и полного понимания природы возникновения конкретных синдромов стрессовых состояний, (в которых проявляются как формы «острого» реагирования на стресогенные ситуации, так и механизмы формирования устойчивых негативных последствий стресса).

20.04.16

Общий и хронический стресс

Описание синдромов стресса в процессе динамики состояний:

Карта сайта
metodika-rascheta-osnovnih-parametrov-lavin.html
mindalnoe-maslo-v-kosmetologii.html
mishlenie-v-snovideniyah-priroda-mishleniya.html
molekulyarnij-mehanizm-mishechnogo-sokrasheniya.html
morfologicheskie-elementi-sipejmetodika-obsledovaniya-kozhnogo-i-venericheskogo-bolnogo.html
morskie-gidrologicheskie-chrezvichajnie-situacii.html
mozgovih-mehanizmah-paradoksalnogo-sna-i-seksualnoj-aktivnosti-vo-sne.html