Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

Нарушенная идентичность долгосрочных безработных

Недавние исследования показали, что длительное отсут­ствие места работы грозит риском нарушений здоровья (Аррау & Thebaud-Mony, 1997). Эти исследования показывают более высокий уровень заболеваемости у безработных по сравнению с занятыми. Отсутствие работы в течение длительного време­ни часто сопровождается такими симптомами, как головные боли, нарушения сна, тревожность, приступы страха, фобии, агрессия, депрессия, алкоголизм, табакокурение, токсикомания.

Со своей стороны, мы работаем с долгосрочными безработ­ными, то есть с теми, кто находится без работы более года. Они не являются лицами, полностью маргинализированными, по- . скольку они вовлечены в профессиональный проект по соци­альной интеграции на добровольной основе. Между тем мно­гие из них борются с процессами выключенное™, психоло­гически очень хрупки, что приводит к потере самоуважения, печали или чувству стыда, усталости, ожиданию постоянных неудач, сильной вины оттого, что не могут найти работу и так далее. Жизненный путь, о котором мы узнали у участников арт-терапевтического проекта, часто содержит травматические события, среди которых болезнь, утраты, расторжение брака, акты насилия. В этом контексте долгосрочная безработица, к которой добавляются более или менее видимые страдания,


приводит к тому, что идентичность участников, с которыми мы работали, часто нарушена. Исследования показывают, что, с од­ной стороны, социальная идентичность связана с профессио­нальной принадлежностью, а с другой стороны, группа, к кото­рой эти индивиды могут себя отнести — это категория, нега­тивно определяемая («незанятый», «эрмист»1, «долгосрочный безработный»).

Разумеется, существуют важные различия между лицами, которые имеют доход от включенности в срциальную сеть, и теми, кто должен много сделать, чтобы преодолеть изоляцию и быть включенным. Можно выделить общий профиль популя­ции, с которой мы работали на основе: (1) низкой квалифика­ции, (2) отсутствия длительной занятости. Нащ подход можно определить как психологическую поддержку с тренингом повы­шения самооценки, способствующие улучшению навыков по­иска работы, что в целом отвечает установке на их интеграцию в общество. Уместно заметить, что «договор», который зак­лючает индивид в состоянии нестабильности с представителя­ми государственной программы по интеграции, предполагает совместные усилия индивида и общества.

Поддерживающая среда для психологически уязвимого населения



Заботясь о благополучии лиц, с которыми проводится рабо­та, студия стремится к поиску новых путей, которые бы благо­приятствовали позитивным изменениям в их поведении. Мы можем заметить, что, если до того, как приступить к своей пер­вой работе в студии, участники негативно оценивали свои спо­собности к рисованию, их позиция в дальнейшем менялась и они начинали положительно оценивать свои возможности. Неожи­данность, удивление и любопытство, вызванные результатами своего творчества, смешивались с чувством гордости оттого, что им удалось нечто в условиях художественного ателье.

1 Эрмист (от RMI) — человек, получающий минимальное пособие для соци­альной интеграции. (Прим. перев.)


В этом контексте мы думаем, что роль арт-терапевта состоит в следующем:

• в том, чтобы начать сессию с предложения понятной группе работы;

• в обучении техникам, показе основных приемов для ре­шения творческой задачи;

• в фасилитации дискуссии и обмена впечатлениями в груп­пе перед завершением сеанса.

Студия художественной экспрессии оказывает поддержку лицам, имеющим трудности в социальной интеграции. При­оритетной задачей работы арт-терапевта является возвраще­ние человека к труду. Арт-терапевтический подход вызывает, однако, определенные.вопросы относительно его эффектив­ности для решения этой задачи. В первую очередь это вопрос о механизмах достижения положительных психологических и социальных эффектов применения арт-терапии.

Студия как место открытий

Мы провели измерение влияния студии на состояние без­работных. По завершении работы в студии всем участникам предлагалось ответить на ряд вопросов. Опросник имел целью собрать информацию на основе самооценки участников. Вопро­сы были сформулированы таким образом, чтобы оценить раз­личные аспекты студийной работ сообразно трем доминиру­ющим критериям:



• удовлетворенность от совместной работы с другими людьми;

• удовлетворенность собой;

• удовлетворенность участием в художественной работе.

Тридцать пять человек ответили на вопросы нашей анкеты. Средний возраст респондентов равнялся 39,2 года. Самому молодому участнику было 26 лет, самому старшему 51 год. Все участники не имели работы в течение года или чуть больше. Выборка состояла на 60% из женщин и на 40 % из мужчин. Лица моложе 35 лет составляли 26% группы, а те, возраст ко­торых был больше или равен 35 годам, составили 74% группы.


Рис. 2.45. Соотношение испытуемых по полу, возрасту и национальности

Лица французского происхождения представляли 40% рес­пондентов, а иностранцы — 60% респондентов (см. рис. 2.45)

Мы провели контент-анализ ответов респондентов. Резуль­таты анкетирования показали, что ответы группируются вокруг понятия «открытие». Термин «открытие» описывает домини­рующий интерес группы к опыту художественной экспрессии: открытие других, самого себя, художественных техник (см. рис. 2.46).

Рис.2.46. Схема взаимодействия различных типов открытий в работе в студии

То, что вызвало самый большой интерес у участников, ка­салось их отношения к другим в терминах открытия, вызыва­емого обменом мнений, общностью деятельности, выступле­ниями, возможностью увидеть и быть увиденным. Выражение


чувств относилось к понятиям деятельности и групповой ди­намики. Открытия, которые можно было сделать относитель­но самих себя, разместились между глаголами «быть способ­ным» и «хотеть» и относились к понятиям свободы, экспрес­сии, сильных чувств, интроспекции. Открытие самого себя располагалось между понятиями «быть способным» и «хотеть». Технические навыки, исследование материала и цвета, не­обычный характер такого опыта представлялись участникам как то, что может быть самым интересным в художественной работе.

В общем, понятие открытия связано с идеей обнаружения человеком того, что ранее было в нем спрятано и неосознан­но. Художественная работа, которая состоит из покрытия по­верхности живописным материалом слой за слоем, вызывает в свою очередь обратное движение — «снимание одного слоя за другим?»

Карта сайта
shag-7-razrabotajte-kopingovie-utverzhdeniya.html
shest-stupenej-ponimaniya-vo-vnutrennem-dialoge-psihoanalitika.html
shizofreniya-podsoznatelnoe-i-soznanie.html
shkala-skorostej-dvizheniya-opolznej.html
shkali-ocenki-lesnih-uchastkov-po-stepeni-opasnosti.html
shkvalnie-buri-i-smerchi-tornado.html
sifilisvozbuditelputi-zarazheniyainkperiodimmunitetklassifikaciya-sifilisazaraznie-formi.html