Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

Детей (в помощь дефектопогам и

Родителям)

Работая с "особыми" детьми, все педагоги сталкиваются с проблемой отсутствия конкретной программы обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Существующие программы достаточно ориентировочные. Это оставляет возможность практикам применять их творчески, адаптировать к конкретному составу обучающейся группы.

Дети с "особыми нуждами" — это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения и воспитания педагоги ясдут достаточно долго, дети не дают "обратной связи", как их нормально развивающиеся сверстники, по причине органического поражения головного мозга и как следствие — нарушение познавательной деятельности. Для того чтобы получить "почувствовать результат", педагогам необходимо


294

Приложения

использовать в своей работе различные методы и приемы обучающего и воспитательного характера.

Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели меня к выводу, что сказка оказывает колоссальное корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побркдает их к речевому контакту. Таким образом, ее значение расширяется до понятия "социальная адаптация", а значит сказка играет важную роль во всемерной коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с "особыми нуждами" к жизни и труду.

В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно отсталые дети характеризуются как: "дети с тяжелой степенью умственной отсталости", дети с "особыми нуждами", дети с "ограниченными возможностями здоровья", "особые" дети.

Специфика эмоционапы-ю-вопевой сферы "особых" детей

У таких детей наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности (как основной признак, симптом умственной отсталости) и особенности эмоционально-волевой сферы.

По эмоциональным проявлениям наблюдаемых мною детей молено разделить на 2 группы: "гиперактивные" и "пассивные".

Каждая из групп характеризуется следующими признаками.

"Гиперактивные" дети заметны рке с самого раннего детства. В ясельном возрасте они беспокойны, раздражительны, капризны. В дошкольном возрасте — шумливы, развязны в обращении с окружающими, не могут организовать себя в игровой деятельности. Поведение этих детей отличает импульсивность, двигательное беспокойство, крайняя неустойчивость произвольного внимания. Во время занятия они вскакивают с места, хватают разные предметы, не слушают педагога, на замечания не реагируют. В присутствии посто-




Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______295

ронних лиц они еще более возбркдаются, много говорят, неадекватно смеются, еще хуже выполняют отдельные задания. Поведение этих детей очень неустойчиво и зависит от ситуации, в которой они находятся. При малейшем изменении ситуации они еще более возбуждаются. Неорганизованность, поспешность, импульсивность проявляются особенно отчетливо в процессе занятий. Неумение сосредоточиться на задании, отвлекаемость в процессе выполнения задания выявляются рке в самых элементарных и вполне допустимых для этих детей видах деятельности.

Детям данной группы сложно выполнять задание из-за невозможности дать нужное волевое напряжение.

Эмоции этих детей неустойчивы, лабильны, изменчивы. Отмечается повышенная раздражительность, плаксивость, у некоторых — склонность к резким аффективным вспышкам.

У "пассивных" детей на общем фоне поведения преобладают вялые реакции. Такие дети не обращаются с вопросами к педагогу, никогда активно не пытаются дать ответ на вопрос, хотя могут правильно ответить. Во всякую деятельность они включаются лишь после того, как педагог повторит задание, дополнительно простимулирует ребенка в процессе его выполнения. Особенно отчетливо проявляется вялость в моторике таких детей. Позы и движения их бедны, однообразны. Темп движений замедленный. Если предоставить ребенку самому выполнить какое-нибудь действие с мелкими предметами, то темп движений замедляется, движения слабеют, сужаются по размаху, как бы затухают и постепенно совсем прекращаются. В этой группе отмечается резко сниженная работоспособность. Вялость и пассивность в эмоциональных проявлениях выявляется на самых ранних этапах их развития. В раннем детстве они недостаточно реагируют на звуки, яркие предметы. В дошкольном возрасте не интересуются игрушками, не играют с детьми. Такие дети очень плохо приспосабливаются к новой обстановке и часто остаются растерянными, заторможенными. Внешне они нередко производят впечатление совершенно безучастных.



Хотя "пассивные" дети в группе обычно дисциплинированы, спокойны, исполнительны, они все же мало продуктивны в


296_____________________________________Приложения

силу резкого снижения эмоционального тонуса. На неблагоприятные для них условия они часто реагируют еще большей замкнутостью, уходом в себя, нередко нарастанием заторможенности, вялости, крайней стеснительностью. Иногда проявляют негативную реакцию в трудных для них ситуациях.

В группу "пассивных" были включены и дети с ранним детским аутизмом (РДА) и аутистическими реакциями. Эти дети ранимы, обидчивы, зачастую тяжело переживают свои неудачи. Их поведение характеризуется еще большей замкнутостью, "уходом в себя". Информацию, полученную на занятиях, они могут "выдать" в самой неподходящей обстановке, мало обращая внимания на окрркающих людей.

Дети с аутистическими реакциями могут быть "безречевые" и с эхолаличной речью, которая выражается в неоднократном повторе слов педагога ребенком.

Впияние сказки на эмоциональную сферу "особых" детей

Опыт показывает, что метафора положительно влияет на этот контингент детей, однако восприятие сказок у "гиперактивных" и "пассивных" детей различно.

Так как поведение "гиперактивных" детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством, крайней от-влекаемостью, то на первых занятиях рекомендуется не требовать от детей выполнения четко сложенных организационных моментов, а лучше заинтересовать их наглядными образами сказки, стихотворной формой изложения материала. Во время занятия дети могут вскакивать с места, хватать разные предметы. В начале своей работы мне пришлось столкнуться с ярко выраженными неадекватными реакциями детей на сказку, например, смех вместо грусти, печали и наоборот. Опираясь на свой опыт, хочу заметить, что все неадекватные реакции детей должны быть обязательно проанализированы педагогом с детьми сразу же после их появления. Игнорирование подобных явлений может привести к их четкому закреплению в дальнейшем на каждую последующую сказку.

Поведение "пассивных" детей характеризуется "тормозными" реакциями. Именно поэтому подготовительный


Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______297

этап введения в мир сказки более длительный по сравнению с этапом возбудимых детей. Детей с РДА необходимо осторожно (таинственно) вводить в мир сказки. Эти дети — пассивные слушатели, они могут быстро "уйти в себя", если их не заинтересовать. Использование метода шепотной речи дает положительный результат при работе со сказкой с детьми с РДА. Дети с РДА с эхолаличной речью обычно начинают повторять отдельные слова. Педагог должен обязательно поощрять ребенка и указывать на те предметы (образы), которые называл "особый ребенок".

"Гиперактивные" дети не понимают тонких оттенков переживаний. Они не испытывают чувства сострадания, милосердия, жалости, сочувствия к попавшим в беду персонажам. Им более "понятны" и близки негативные чувства: агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, крикливость. Поэтому необходимо в процессе рассказывания сказки делать акцент на положительные персонажи сказки. "Пассивные" дети, наоборот, испытывают чувства жалости, сострадания даже в большей степени, нежели требуется, и это может вызвать у них плаксивость, угнетенность, зажатость. Необходимо тщательно обдумывать каждый этап проведения занятия в подготовительный период с заторможенными детьми, чтобы в дальнейшем не выработать у них ассоциацию сказки с плачем, переживаниями, слезами. Дети с РДА на время могут "зациклиться" на каком-то "интересном", новом слове и постоянно повторять его. В данном случае рекомендуется прекратить занятие, т.к. ребенок "ушел".

Состояние "особых" детей, их настроение может определить сиюминутный поступок, неосторожно сказанное слово педагога, другого ребенка. Состояние детей может улучшиться и перейти в состояние "неадекватной радости", а может, наоборот, ухудшиться и перейти в состояние крикливости, раздражительности и закончиться истерикой. Причем предугадать этот исход невозможно, так как он может быть и "наилучший", и "наихудший". В данном случае рекомендуется прекратить занятие и возобновить его в период более спокойного состояния ребенка.


298_____________________________________Приложения

"Гиперактивным" детям несвойственно чувство жалости, переживания других детей вызывают у них радость, смех. Эту особенность необходимо учитывать для того, чтобы сформировать эти чувства через сказку. Педагог должен переживать, грустить, сочувствовать персонажам, попавшим в беду, нуждающимся в помощи, брошенным, кинутым, оставленным в безвыходной ситуации.

"Пассивные" дети и дети с РДА впечатлительны, мнительны, слезливы, поэтому очень важно не сформировать у них патологическую слащавость и заискивание.

Эмоции "особых" детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

"Особые" дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний, изображенных на картинках. Поэтому рекомендуется постоянно использовать небольшие потешки, стихотворения, отражающие эмоциональные состояния персонажей сказок на картинках.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы "особых" детей. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки — все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает "отражать" на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Занятия по сказкотерапии проходят индивидуально и в подгруппах по 2-3 человека. Принцип комплектования подгруппы — по уровню проявления активности. Объединение детей в подгруппы происходит после того, как я достаточно хорошо изучу их личностные особенности. Я тщательно изучаю взаимовлияние детей, поэтому комплектование подгрупп происходит эмпирическим путем. Продолжительность занятий в среднем составляет 15—20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут.


Игровая скажотерапия для "особых" детей_______299

Практические разработки, которые я предлагаю Вашему вниманию, были использованы мною при работе с "особыми" детьми. Их применение оказалось результативным: оно способствовало более глубокому усвоению программного материала по разделу "Сказки" и коррекции психических процессов, особенно эмоциональной сферы "особых" детей.

Практические игры, направленные на коррекцию эмоциональной сферы "особых"

детей

Главная цель всех предложенных мною дидактических игр — вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

Игра "Угадай, о ком. я рассказала"

Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Оборудование. Картинки с изображением хорошо знакомых детям персонажей сказок "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", "Репка".

Ход игры

Дети сидят полукругом. У педагога на столе картинки с изображением вверх (не более 2—3 картинок). Он вызывает кого-нибудь из детей и просит послушать загадку, и среди предложенных картинок найти картинку-отгадку. Если ребенок не может отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст загадки, делая остановку на каждом свойстве или характерном признаке этого персонажа. Когда загадка будет отгадана, педагог спрашивает у детей, какие слова помогли им в этом, например: "Какой Колобок? (круглый, румяный). Какой волк? (серый, зубастый)". Если дети затрудняются, педагог задает вопросы, содержащие ответ: "Репка сладкая? У зайца длинные уши? Заяц любит морковку?" Персонажи, о которых составляются загадки, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а учились слушать и понимать смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающие создать единый образ со словом.


300_____________________________________Приложения

Примечание к игре "Угадай, о ком я рассказала". Игра может вызвать негативную реакхщю у "пассивных" детей (плаксивость, раздражшнельноаггь), если не быка проведена продолжительная подготовительная работа, заключающаяся в знакомстве с картинками и подбором слов-определений, характерных для выбранного персонажа.

" Гиперактивные" дети с интересом рассматривают картинки, задают много вопросов, быстро отвечают на вопросы, хотя и не всегда правильно.

Дети с РДА с интересом отгадывают загадки, дают ассоциативные ответы (репка — солнышко — дыня). Учитывая особенности этих групп детей, игру желательно проводить на индивидуальных занятиях, а затем — на подгрупповых.

Игра "Угадай, из какой я сказки"

Цель. Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов. Оборудование. Карточки с изображением персонажей сказок "Колобок", "Курочка Ряба", "Репка", "Теремок": репка, колобок, теремок, Курочка Ряба, мышка, медведь, заяц, собака, кошка, лягушка, лиса, волк. На обратной стороне карточки — загадка о данном персонаже.

Ход игры

Дети сидят полукругом. У педагога на столе карточки, положенные изображением вниз (не более 2-3 карточек). Педагог выбирает любую и читает загадку, а дети должны отгадать, о каком персонаже идет речь. Если дети правильно дают ответ, педагог переворачивает карточку и показывает картинку с изображением персонажа. Затем педагог спрашивает детей: "В какой сказке живет (например) мышка? Как эта сказка называется?"

Если данный персонаж есть не в одной сказке, то педагог задает детям следующий вопрос: "А еще, в какой сказке живет мышка?"


Игровая скажотерапия для "особых" детей_______301

Примечание. Можно предложить детям следующие загадки:

"Я сладкая, Круглая, гладкая, Круглая, гладкая, Выросла на грядке я". (репка)

"Круглый и румяный я. Песни весело пою. И от всех я убегаю, Когда песенку спою: Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От медведя ушел". (колобок)

"Маленький рост, Длинный хвост, Серенькая шубка, Остренькие зубки". (мышка)

"Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку". (заяц)

"Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается". (кошка)

"Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто же это?" (лиса)

"В этом домике Живут дрркно звери. Песни весело поют эти звери". ( теремок)

"Съем червя, Попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу". (курица)

"Что за зверь такой лесной:

Косолапый и большой.

Летом по лесу гуляет,

А зимой в берлоге отдыхает".

(медведь)

"С хозяином дрркит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком". (собака)

"Летом в болоте вы ее найдете.

Зеленая квакушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка".

(лягушка)

"Серый, зубастый,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет".

(волк)


302_____________________________________Приложения

Примечание к игре "Угадай, из какой я сказки". Игру рекомендуется использовать для детей группы "Особенный ребенок" с диагнозом "умственная отсталость в степени пограничного состояния между легкой степенью и тяжелой степенью умственной отсталости'. внимание "особых' детей неустойчиво, закрытая картинка вызывает желание перевернуть ее, и как следствие этого желания — невосприятие смысловой стороны загадки, "зацикливание" на картинке. Эта особенность характерна для всех групп детей. Игра обязательно отрабатывается вначале только на индивидуальных занятиях. Вначале желательно использовать карточки с загадками о персонажах одной сказки, затем спросить детей о том, в какой сказке живут эти персонажи. ,&алее использовать загадки о персонажах другой сказки и т.п. По мере усвоения детьми характерных черт каждою персонажа можно предлагать детям загадки о персонажах различных сказок.

Игра "Сказочное домино"

Цель. Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов. Оборудование. 28 карточек, на которых изображены персонажи сказки "Репка". Карточка разделена на две части, кагс в обычном "домино". В одной части карточки изображен один персонаж, в другой части карточки — другой. Есть и "дубли". Карточки для игры:

Лед дед баба мышка внучка собака
баба баба репка баба мышка внучка
репка репка репка дед собака дед
внучка внучка репка собака собака баба
собака собака репка кошка мышка собака
кошка кошка репка мышка кошка собака
мышка мышка внучка репка кошка Дед
дед баба внучка Дед кошка баба
Дед мышка внучка баба кошка внучка
мышка кошка

Игровая сказкотерапия для "особых" детей______303

Ход игры

Играющие (для начала 2): педагог и ребенок. Затем играющих может быть 3. Всем играющим раздаются карточки поровну. Решают, кто будет делать первый ход, кто — второй и т.д. Первый играющий кладет на стол одну из своих карточек. Второй играющий должен приложить к ней, справа или слева, свою карточку с таким же рисунком. Если у играющего такой карточки нет, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит свои карточки. Примечание к игре "Сказочное домино". Игра обычно интересна детям, они рассматривают картинки {более продолжительно — заторможенные депш и депш с РДА), находят одинаковые, показывая их педагогу. Этот интерес необходимо использовать при объяснении правил игры (по типу "Найди такую же картинку"). Перед игрой рекомендуется вкратце напомнить ребенку содержание сказки, делая акцент на персонажи данной сказки, Эпю служит хорошей почвой для занятия, так как предупреждает появление со спюроны ребенка бесчисленных, плохо оформленных в речевом отношении вопросов, положительно настраивает ею на занятие. Игру желательно проводить пюлько на индивидуальных занятиях, так как педагог уделяет больше времени одному ребенку, поспюянно помогая ему выбрать нужную карточку. Эпю очень важно для детей с РДА и "пассивных" детей, попюму чпю они дольше, чем "гиперактивные" дети, усваивают правила игры в силу своей неуверенности. Игра имеет дополнительный вариант — можно изгопювить карточки с персонажами не 1, а 2 сказок. Этот вариант усложненный, используется в пюм случае, если депш хорошо знакомы с содержанием 2 сказок.

Игра "Кто в какой сказке живет" (вариант 1)

Цель. Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на главный зрительный образ.

Оборудование. 4 большие картинки размером 12 х 12 см, на которых изображены репка, колобок, теремок, Курочка Ряба, и 25 картинок размером 10 х 10 см с изображением всех


304__________________________________Приложения

персонажей сказок "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", "Репка".

Ход игрыПедагог последовательно выкладывает 4 большие картинки с изображением репки, теремка, колобка, Курочки Рябы. (Названия сказок заменяются предметными картинками.) Педагог спрашивает детей о том, что изображено на картинках, и поясняет, что детям необходимо вспомнить основных персонажей каждой сказки: "Кто в какой сказке живет". Затем из маленьких картинок выбирает одну любую и опрашивает детей: "В какой сказке живет (мышка)?" Далее, когда ответ получен, педагог в столбик выкладывает картинку с изображением персонажа сказки сверху вниз. Примечание к игре "Кпю в какой сказке живет" (вариант 1). Игра обычно интересна детям, они рассматривают большие и маленькие картинки, сравнивают их, находят одинаковые. Не рекомендуется "уводить ребенка" от этого занятия, а, наоборот, поддержав ею, найпш две картинки — большую и маленькую (одинаковые) и выкладывать картинки с изображением персонажей сказки, постоянно обращаясь с вопросами к ребенку и поощряя его за правильные ответы. Это очень важно для "пассивных" детей и детей с РДА, так как процесс рассматривания (зрительного эмоци-онального созерцания) у этих групп детей более длительный, чем у "гиперактивных" детей. Эпют вариант (1) — усложненный — рекомендуется отрабатывать вначале на индивидуальных занятиях.

Примечание к игре "Кто в какой сказке живет" (варианты 2иЗ).

Варианты 2 и 3 рекомендуется использовать на подгруппо-вых занятиях по мере усвоения детьми содержания определенной сказки как закрепляющий момент. Вариант 2 предусматривает игру с 2 сказками, вариант 3 — игру с 3 сказками. Это занятие, как правило, вызывает положительные эмоции у всех групп детей, так как материал и правила игры усвоены детьми достаточно прочно и занятие строится по принципу "соревнования": кпю быстрее ответит на вопрос?


1. Процесс изготовления терапевтических кукол-марионеток захватывает участников семинара по сказкотерапии.

2. Ожившие куклы знакомятся друг с другом


I 3. Создав куклу, человек узнает себя с неожиданной стороны, открьшаетв себе новые удивительные способности. И это — большая радость!

4. Первые совместные шаги кукол и их создателей.


5. Оказывается, сочинению и разыгрыванию кукольных спектаклей детей даже не нужно учить!

6. Самые маленькие дети с удовольствием принимают участие в кукольных постановках.


7—8. Волшебное преображение и... раскрепощение.


9—11. Сказочная имидж-терапия. Изменение образа дает возможность человеку увидеть и почувствовать в себе новые качества. Оказаться вне времени и пространства. Побывать в других эпохах и мирах. Освободиться от груза проблем.


12. Только в сказке Шехе-резада может встретиться с Нимфой...


13. В новом образе появляются новые мысли и идеи, и беседа течет иначе.

14. А сказочные предметы сами тянутся в руки. Так возникают спонтанные миниатюры.


15. Вглядываясь в Волшебное Зеркало, позна-■ ешь тайну I своей души.

16. Но... появляется новая сказочная деталь костюма, и состояние меняется... Когда эмоциональное состояние полностью прожито — появляются уверенность и радость.


17. Процесс создания "Волшебных красок" никого не оставляет равно-д у ш н ы м . Немного муки, соли, масла и клея, побольше Души и Фантазии — и краски готовы.

18. "Волшебные краски" помогают пари совать свою мечту и выразить чувства...


19. "Мастерская вошиебников". Когда рисуешь "Волшебными красками", бывает трудно остановиться. Хочется создать новый

образ.

20. А вот он и ожил!



21—24. Важно, чтобы с песком "познакомились" все части тела.


25—26. Маленькие волшебники с удовольствием создают Сказочную страну из песка и миниатюрных фигурок.


27—28. Взрослые тоже не остаются равнодушными к песку. Так появляются новые миры.


29. Психодинамические медитации. Все участники группы взялись за края волшебной "Паутинки" и подняли ее. Теперь Дюймовочка может отправляться в путешествие. Так сплачивается группа и передается ощущение взаимной ответственности и доверия.


30.

Участники семинара по сказко-терапии.


Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______321

Игра "В мире сказок" (лото, вариант 1)

Цель. Развивать зрительное внимание, вызывать у детей потребность в эмоциональном общении. Оборудование. Листы лото с изображением 4-х предметов: теремок, колобок, Курочка Ряба, репка (на каждом по предмету) — на одной стороне, а на другой стороне изображения персонажей сказок "Курочка Ряба", "Колобок", "Теремок", "Репка", маленькие карточки с изображением персонажей сказок, маленькие карточки с изображением главных персонажей сказок.

Ход игры

Играют вдвоем или в небольших подгруппах. Вначале педагог должен убедиться, что дети знают все предметы, изображенные на карточках, и их названия. Поэтому в первой части игры дети выбирают карточки с изображением персонажа и называют его.

Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, педагог выясняет у ребенка, что изображено на картинках, воспроизводит кратко содержание сказки, а затем ребенок из маленьких карточек находит соответствующие данной сказке ( "Найди такую же картинку"). Когда все маленькие карточки подобраны правильно, педагог спрашивает детей: "Как называется эта сказка? Кто в ней живет?" Получив правильный ответ, педагог переворачивает лист и показывает изображение главного персонажа, таким образом наглядно подтверждает правильность ответа детей. Далее, когда дети правильно подобрали карточки к листам лото, педагог берет одну из маленьких карточек с изображением главных персонажей сказок и спрашивает детей: "Что (кто) это? В какой сказке живет? У кого эта сказка?" Ребенок, у которого находится лист лото с данной сказкой, берет данную карточку. Примечание к игре "В мире сказок' (лото, вариант 1). Игра интересна всем группам детей, так как построена по принципу "Найти такую же картинку". 1-й этап игры проводится только индивидуально, причем используется только 1 лист лото (1 сказка). При кратком изложении сказки

Сказкотерапия»


322Приложения

желательно опираться на зрительные образы персонажей, пик это создает положительную эмоциональную почву для проведения игры. Аля этого необходимо использовать фла-неллеграф и плоскостные изображения персонажей. Для детей с диагнозом "у. о. тяжелой степени (легкая имбель-ность)" на 2-3-м занятии фланеллеграф после краткою изложения сказки желательно убрать. Примечание к игре "В мире сказок" (лото, варианты 2 и 3). Игра проводится неболыиими подгруппами. В игре используются 2, а запьем 3-4 карты лопю. Эти усложненные варианты рекомендуется использовать как обобщающий этап по теме "Сказки". />&нные игры можно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений по теме "Величина. Цвет. Форма".

Игра "Веселый — грустный"

Цель. Учить детей понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображенных на картинках, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы сказок. Оборудование. Предметные картинки:

Колобок (веселый, грустный)

Репка (веселая, грустная) Сюжетные картинки:

Персонажи "Теремка" (веселые, грустные)

Персонажи "Репки" (веселые, грустные)

Персонажи "Курочки Рябы": дед, баба (веселые, грустные)

Ход игры

В гости к детям приходит сказочный персонаж — Ворона. Она "читает" детям выдержки из сказок, отражающие эмоциональные состояния персонажей. При этом она "показывает" картинки с эмоциональными состояниями персонажей. Дети должны найти ошибку (если она есть) Вороны при выборе соответствующей картинки. Детям предлагаются следующие отрывки из сказок:


Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______323

"Курочка Ряба"

Плачет баба,

Плачет дед:

"Что съедим мы на обед?"

"Репка"

Я репка сладкая, Круглая, гладкая, Круглая, гладкая Выросла на грядке я. Как у наших у ворот Праздник весело идет! Репка выросла большая: Будем кушать целый год.

"Колобок"

Я Колобок, Колобок, На сметане мешен, В печку сажен, На окошке стужен. Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел, И от волка ушел, От медведя ушел.

"Теремок"

Дрркно мы живем в теремке,

Песенки поем в теремке:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Дрркно мы живем,

Песни весело поем:

Пи-пи,

Ква-ква-ква,

Прыг-скок,

Гав-гав,

У-у-у-у!


324

Приложения

Примечание к игре "Веселый — грустный". Грустные изображения персонажей сказок могут вызвать различные реакции детей: жалость (у "пассивных'), радость, смех (у "гиперактивных"), агрессию, иаперинное состояние (у детей с РАЛ). Поэтому картинки с изображением эмоциональных состояний персонажей необходимо использовать в игре только после продолжительного ознакомления детей с ними на подготовительных занятиях. Сюжетные картинки с изображением эмоциональных состояний персонажей достаточно сложны для "особых" детей, поэтому подготовительный этап игры рекомендуется сделать более продолжительным.

Игра "Расскажем сказку вместе"

Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, то есть действовали эмоционально. Оборудование. Картинки с изображением последовательных эпизодов сказки "Курочка Ряба".

Ход игры

Педагог медленно рассказывает сказку "Курочка Ряба" (или другую адаптированную для "особых" детей сказку — тексты приведены ниже).

Так как многие понятия, используемые в сказках, не знакомы детям, проза более сложна для восприятия, мною адаптированы известные народные сказки для детей с проблемами в развитии. Приводимые тексты сказок — авторские.

Ребенок последовательно выставляет на фланеллеграф эпизоды сказки (с помощью педагога). Затем, когда все эпизоды сказки разложены верно, педагог еще раз рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки. Примечание к игре "Расскажем сказку вместе". "Гиперактивные" дети пытаются вступать в процессе игры в эмоциональное общение: показывают персонажей сказки, называют их, задают вопросы по типу "Кто это?", дополняют речь педагога, пытаются предвосхитить сюжет сказки. "Пассивные" дети и дети с РДА "зацикливаЮ7пся" на


Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______325

определенной картинке, задают вопросы пюлько по ней, могут длительно ее рассматривать. £ля того, чтобы эмог^иональ-ное общение педагога с ребенком было подлинным и результативным, рекомендуется проводить игру индивидуально.

Варианты адаптированных сказок дня "особых" детей

Многие сказки сложно воспринимаются "особыми" детьми из-за перегруженности незнакомыми словами и понятиями. Опыт показывает, что для работы с данной группой детей необходима специальная адаптация используемых сказок. Ниже приведены сказки, адаптированные для восприятия "особых" детей. У них небольшой объем, эклектический стихотворный слог, они "очищены" от неизвестных детям слов, в них привнесены дополнительные элементы, облегчающие восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие, и пр.). Представленные сказки предполагают параллельное использование драматизации с помощью кукол или театрализованных игр.

Сказка "Курочка Ряба"

Жили-были дед и баба.

Была у них Курочка Ряба

И кудахтала: ко-ко.

Каждый день несла яички

Белые, круглые.

Раз снесла она яичко

Не простое — белое, а золотое — желтое.

Баба била-била — не разбила.

Дед бил-бил, не разбил.

Баба деду говорит:

"Положи яйцо на полку,

В нем нет проку, в нем нет толку".

Тут мышка пробежала,

Полочка вдруг задрожала,

Мышка хвостиком вильнула,

И яйцо она столкнула.


326

Приложения

Тут яичко покатилось И разбилось. Плачет баба, плачет дед: "Что съедим мы на обед?" Курочка их утешает: "Не плачь, баба! Не плачь, дед! Будут яйца на обед. Вам не надо золотые, Яйца будут все простые".

Сказка "Теремок"

Вот домик-теремок стоит. Никто в нем не живет. Совсем он маленький на вид, Окошко в нем одно. Бежит тут мышка:

— Пи-пи-пи, какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет?

— Ты заходи, никто. Вбежала мышка в теремок И стала в доме жить. Живет и песенки поет: "Ля-ля, ля-ля, ля-ля".

Тут мышка слышит:

— Ква-ква-ква, какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет?

А мышь — в ответ:

— Ты кто?

— Лягушка я, ква-ква. А ты?

— А я мышонок, пи.

Ты заходи и будем жить с тобою мы вдвоем. Живут вдвоем: лягушка, мышка И дрркно песенки поют. Вдруг слышат:

— Прыг да прыг, скок, скок, Какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет?


Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______327

А мышь — в ответ:

— Ты кто?

— Зайчонок я, прыг-скок. А ты?

— А я мышонок, пи.

Еще здесь есть лягушка, ква. Давай с тобою жить. Запрыгнул зайчик в домик, прыг. И стали вместе жить: Лягушка, мышка и зайчишка. Живут и песенки поют: "Ля-ля, ля-ля, ля-ля". Тут вдруг лисичка пробегала, Тих Карта сайта
patriciya-i-ditya-prizrak-kogda-duh-vozvrashaetsya-v-telo.html
perelomi-bolshogo-i-malogo-vertela.html
perelomi-distalnogo-konca-bedra.html
pervie-vetvi-adler-shtekel-yung.html
pishevarenie-v-polosti-rta-sostav-i-fiziologicheskaya-rol-slyuni-harakteristika-slyunnih-zhelez-metodi-issledovaniya-slyuni-i-slyunnih-zhelez-u-cheloveka-formirovanie-pishevogo-komka-fiziologiya-glotaniya.html
pitanie-beremennoj-i-kormyashej-zhenshini.html
plazma-krovi-i-ee-sostav-gematokrit-osnovnie-fiziologicheskie-konstanti-krovi-i-mehanizmi-ih-regulyacii.html