Учеба ни почем: Студенческий сайт
Учителя курят

Болезни стрессовой этиологии:

Психология стресса

Лекция 1

10.02.16

· Иследования стресса и совладающего поведения – доминирующая линия современных исследований в публикациях по психологии!

Логика построения курса:

1. Что такое стресс? Виды стресса (эустресс и дистресс). Основные эффекты стресса.

2. Как анализировать и исследовать стресс? (Основные модели и подходы)

3. Как корректировать стресс?

Стресс – нажим, напряжение, давление (от англ. stress)

Два основных типа интепретации понятия стресс:

1. Стресс – комплекс факторов внешней и внутренней среды, требующих от организма/субъекта мобилизации дополнительных ресурсов для адаптации к усложненным условиям существования или реализации деятельности.

2. Cтресс – состояние организма или субъекта,возникающее в ответ на внешние или внутренние воздействия, затрудняющие жизнедеятельность или реализацию актуальных поведенческих задач.

Ганс Селье (1936 год): стресс – генерализованная адаптационная реакция организма на повреждение (затруднение) как таковое.

Различение понятий (Лазарус):

· Физиологический стресс

· Психологический стресс

Физиологическая трактовка: стресс возникает тогда, когда требования ситуации превышают ресурсы индивида.

Психологическая трактовка: механизм развития стресса – опосредован: субъективным восприятием и когнитивной оценкой.

Факторы:

- новизна ситуации

- личностная значимость

- сложность задачи

Наука об управлении стрессом = стресс-менеджмент

Что такое стресс?

Затруднительная ситуация (экстраординарные события, осложнение условий, высокий темп, интенсивные нагрузки)=>>> состояние повышенного напряжения в ответ (на затруднение: на уровне физиологических/психологических реакций)

Контексты изучения стресса:

1. Физиологический стресс:

v Эмоциональный стресс (нервно-психический, психоэмоциональный) = стресс очень эмоционально окрашен обычно

v Повседневный стресс

v Рабочий стресс, трудовой стресс, профессиональный стресс

2. Психологический стресс:

v Информационный стресс

v Семейный стресс

v Организационный стресс (наличие стресса, присущего для всех членов целостной организации = например, у нас на факультете требование переписать программу)

v Популяционный стресс (демографические исследования)

Социально-экономические последствия переживания стресса:

Леви –автор учебника по психологии стресса, швед.

v Нарушения поведения, жизненной активности (прежде всего – профессиональной деятельности) + девиантное поведение, синдром выгорания, прокрастинация



v Нарушения здоровья (физического и психического), личностного благополучия

ð страдает КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Качество жизни – комплексный критерий уровня социального развития общества

Исходный перечень 1961г. Комплексная критериальная оценка с 1998г.
Здоровье Уровень материального достатка
Потребление продуктов питания Образование
Образование Здравоохранение
Занятость Занятость населения
Условия труда Уровень безработицы
Жилищные условия Организация политической жизни
Социальное обеспечение
Одежда
Отдых
Свободное время
Права человека

Болезни стрессовой этиологии:

· Сердечно-сосудистые болезни

· Болезни желудочно-кишечного тракта

· Болезни обмена веществ и имунные расстройства

· Психические расстройства и пограничные психические заболевания (неврозы)

+

· Болезни опорно-мышечного аппарата

· Онкологические заболевания

Лекция 2

17.02.16

История:...

Ø Клод Бернар

Ø Уолтер Кеннон

Ø Ганс Селье - основатель научной концепции стресса. Еврей.

Концепция общего адаптационного синдрома (ОАС)

ОАС=стресс

Ø Генерализованная неспецифическая реакция организма на "повреждения", напряжения, трудность, которая сопровождается всеобщей мобилизацией защитных (адаптационных) резервов организма

Содержание:

1. Адаптационные гормоны.

2. Триада соматических признаков. Уровень функционирования больших физиологических систем.

3. Динамика ОАС во времени.

Триада стресса

• Увеличение объема надпочечников - повышение секреции катехоламинов (адреналин, норадреналин).

• Точечные кровоизлияния на слизистой жкт (разрывы сосудов, язвочки) - снижение секреторной активности.

• Сморщивание вилочковкой железы (регулирует уровень иммунитета и связана с составом лимфы) и лимфатических узлов - "омоложение" формулы крови, повышение иммунитета.



=> В ответ на стресс задействованы разные системы. Для повышени тонуса и готовности к действию.


2. На нейрогуморальном уровне - мобилизация защитных сил организма.


Короткогормоны: глюкокортикоиды - повышают уровень глюкозы в крови.


Последствия для организма

· ЖКТ

· Сбои в сердечно-сосудистой системе: самые изучаемые корелляции => линия изучения воздействия на деформации личности (тип А-поведения)

[В сердце запускает сокращения ВР (водитель ритма) = pace maker]

· Базовые нейрогуморальные механизмы

*НС:

v Центральная (ГМ и Спинной)

v Вегетативная (симпатический - активизация и парасимпатический отдел - торможение) – регуляция внутренних органов. Биохимическая (гуморальная) регуляция – нигде не базируется.

Хоть реакция и неспецифическая, реакция стресса может иметь как положительный, так и отрицательный характер (эу- и ди-стресс). Дистресс – стресс в обыденном понимании.

НО сегодня все больше говорят о конструктивном и деструктивном стрессе (вместе эу и ди).

Физиологические методы

Ø Биохимические (гормоны: катехоламины, уровень кортизола в крови/слюне, глюкокортикоиды)

Ø Оценка вегетативных реакций (пульс, давление, потоотделение….)

Ø Электрофизиологические (ЭЭГ, ЭКГ, ЭОГ, ЭМГ, КРГ)

Проблема: техника для БОС не мобильна, а нужна быстрая регистрация. Поэтому применяется все вышеперечисленное, но с зашумлениями.

Ø Психофизиологические (КЧСМ = критическая частота слияния мерцаний, последовательные образы, психомоторные пробы)

Психологические методы

Ø Объективирующие психометрические тесты

· Когнитивные (тесты на внимание, память, мышление, переработку информации…)

· Исполнительские – психомоторика (время реакции, слежение)

Ø Субъективные тесты(рефлексивные оценки своего состояния)

· Опросники (Опросник трудового стресса Спилбергера, опросник Нервно-психической напряженности Немчинова, опросник Тейлор на ситуативную тревожность)

Не каждый опросник – тест! Тест стандартизирован.

· Методы субъективного шкалирования (САН = самочувствие активность настроение, Шкала состояний, шкалы тревожности, профиль эмоций К.Изард)

*Концепция Изарда: 10 эмоций

Позитивных

· Радость

· Интерес

· Удивление

Бихевиористский подход

(стимул-реакция)

Стрессовая реакция нас ожидает в зависимости от действия среды (внешние воздействия). Как это развивается?

Стрессор:

Ø Наргузка

Ø Регламентации

Ø Социальные факторы => СТРЕСС (состояние)

Ø Повреждения, травмы

СтрессОр

(причина, воздействие) => Стрессовые реакции:

Ø Напряжение

Ø Скука, монотония

Ø Усталость

Ø Аффективные состояния

Основные проблемы:

Что такое стресс?

2) Что находится внутри “черного ящика”?(область кибернетики, схожа с бихевиоризмом)

Как измерять стресс?

Экологическая парадигма

Факторы развития стресса в системе взаимодействия “личность-среда”. Акцент на отдельном человеке!

Трансактная парадигма

Процессуальная развертка – внимание к процессу, когнитивке

Регуляторная парадигма

Изменение механизмов регуляции деятельности в напряженных ситуациях

Мотивационная включенность

· Удовлетворенность жизью/трудом!

· Перестройка мотивационной иерархии (меняются типы доминирующей мотивации)

Должно быть много сфер, где есть мотивация, чтобы были возможности замещения при истыпытвании стресса в другой сфере!

· Социальная дезинтеграция – неспособность человека ладить с людьми, причем очень часто неожиданная

III. Физическое здоровье

1. Демографическая статистика:

Индексы заболеваемости/рождаемости/смертности

[книга Величковского, медик-эпидемолог]

2. Социальные группы риска:

Популяционные (из-за стресса детей рожают позже), профессиональные, возрастные

3. Психосоматические болезни:

Номенклатура (расширение) болезней стрессовой этиологии (теперь список гораздо шире, чем просто сердце, жкт…)

Пример: аллергия

4. Несчастные случаи, травматизм:

как результат неадекватного поведения в стрессогенных ситуациях

Офисный травматизм: N.Chmiel

Черный – неприятные события

Красный – приятные события

Логика переходного периода

Переходные модели перемещают фокус внимания от простой констатации причин развития стресса в поведении/деятельности и наличия заболеваний

------->

К анализу развития нарушений психического здоровья и личностного благополучия с точки зрения субъективных причин их возникновения (субъективный образ сложившейся стрессовой ситуации).

Как субъективная оценка ситуации коррелирует с последствиями?

Совладание/стратегия/копинг

Копинг-стратегии – что-то формируется по мере накопления жизенного опыта и отражает специфику личностных ориентаций в преодолении трудных жизненных обстоятельств.

Исходный вариант типологии (двумерная модель Лазаруса и Фолкман):

1) Проблемно-ориентированный копинг - я начинаю работать с проблемой, и пытаюсь ее решить.

2) Эмоционально-ориентированный копинг – эмоциональное отреагирование ситуации, где я начинаю менять свое отношение к проблеме/ситуации. НО сама ситуация не затрагивается!

Значит – я вынужден корректировать цель (по Леонтьеву).

Оси описания поведения

Направленность на действия
Активная Пассивная
Ø Активное преодоления трудностей Ø Осторожные действия Ø Избегание
Направленность на других
Просоциальная Ø Вступление в социальный контакт Ø Поиск социальной поддержки Асоциальная (не противоправно, а уход от людей) Ø Асоциальные действия (ложь, обман) Ø Агрессивные действия (на внешний мир/аутоагрессия)
Направленность на предмет
Прямая Ø Импульсивные действия - направленность на непосредственное разрешение ситуации Непрямая Ø Манипулятивные действия – влияние на ситуацию через других людей (инструментальное отношение – люди как компоненты схемы и рядоположенные элементы ситуации)

Когнитивная реструктуризация проблем:

10 типов разрушающего мышления

Стратегия искажения или разрушения Психологический “ключ”
1. Фильтрация – концентрация только на отрицательных деталях (положительные аспекты – выкидываются). Рассредоточьтесь: учитесь видеть в ситуации и хорошее
2. Поляризация – черно-белое мышление, крайности. Считайте в процентах – вырабатывайте свой градиент оценки
3. Чтение мыслей – даже не слушая людей, вы думаете, что вы знаете, почему так себя ведет человек и что он чувствует + предугадывание, как он к нам относится (пример: ситуация на экзамене – вглядываться в лицо) Выбросьте это из головы!
4. Катастрофизация Постоянное ожидание крупных неудач и катастроф! Рационально и реалистично оценивайте ШАНСЫ
5. Ошибки «контроля» - интернальный/экстернальный локусы контроля (самое опасное – потому что от меня ничего не зависит!) Проведите четкое разграничение «я сделал так, что это случилось» и «они сделали так, что это произошло»
6. Ошибки «справедливости» - вы чувствуете обиду и возмущение, так как точно не знаете, что «правильно и справедливо» (это очень размытый конструкт в психологии), а другие люди не соглашаются с вами. Отойти от категории српаведливости и решить, что мне важно в этой ситуации (что я хочу от нее получить – предпочтения)
7. Ошибка «долженствования» - есть жесткие правила, как должны вести себя люди и вы сами в определенных ситуациях. Отойти от жесткости правил
8. Ошибка в оценке изменений – вы думаете, что другие будут изменяться, чтобы подходить вам. Примите за правило утверждение: «Мое счастье зависит от меня»!
9. Всегда прав – моя точка зрения единственно верная. Начните активно слушать других!
10. Ошибка вознаграждения на небесах – кажется, что есть кто-то вышний, следящий за событиями и обеспечивающий вознаграждение/наказание – и вы все ждете, когда же это произойдет (это же все зачтется!). Поймите, что расплата/вознаграждение могут прийти очень скоро или даже прямо сейчас!

Копинг-стратегии, используемые человеком – далеко не всегда являются эффективными средствами справиться со стрессом.

ð Главные задачи при оказании психологической помощи:

Ø Формирование новых способов совладания со стрессом (адаптивных)

Ø Устранение уже сложившихся (старых) форм неадекватного отношения/совладания со стресогенными ситуациями.

06.04.16

Трансактные модели стресса

Модель Кокса (Cox)

· Модель, интегрирующая установки когнитивных моделей стресса и эмпирических подходов в рамках парадигмы соответствия “человек-среда”.

To transact - вести дело (например, заключать сделку). Transaction – проведение.

Фокусируется внимание на:

Переход от стадии к стадии в процессе развития стресса с учетом результата предыдущего действия (от результата копинг-стратегии). Модель работает по механизмам обратной связи.

Понятие внутренних ресурсов и учет их.

Дисбаланс внешних требований, внутренних ресурсов = уже стресс (не просто переживание, а полноценное состояние, которое порождает определенную реакцию, напралвенную на разрешение).

Исследование деятельности пожарных-спасателей, работающих на Чернобыльской АС:

У пожарных-спасателей выше частота психических расстройств и отклонений: пограничные состояния (на 5% больше других пожарных), психосомати (почти половина), клинические формы (оклоло 10%).

Жажда, сухость во рту – симптом стресса, потому что пищеварительная система стагнирует, прекращает работу и слюна не выделяется.

ИТОГО:

Транзактный подход позволяет достаточно полно интегрировать основные положения экологических и процессуальных моделей стресса (доказывает их взаимодополняемость)!

При этом же именно ТА подход указывает на необходимость более четкого и полного понимания природы возникновения конкретных синдромов стрессовых состояний, (в которых проявляются как формы «острого» реагирования на стресогенные ситуации, так и механизмы формирования устойчивых негативных последствий стресса).

20.04.16

Общий и хронический стресс

Описание синдромов стресса в процессе динамики состояний:

Cхема разработки проблемы

Ø Концептуальная база: современые теории стресса

Ø Методология (наука о методе): системная стретегия исследования феномена стресса

Ø Метод (путь исследования): комплексный анализ феномена стресса в цикле «причины – проявления – последствия»

Ø Технология(способы получения нужного результата): стресс-менеджмент (управление стрессом) в цикле «диагностика – интегральная оценка – коррекция»

В психологической (трансактной) модели стресса, идущей от Лазаруса, очень важный фактор возникновения стресса – НОВИЗНА (а сегодня, в век инноваций, это происходит постоянно).

ПОЛНЫЙ ЦИКЛ АНАЛИЗА СТРЕССА

Все взаимосвязано: от изучения стресса у отдельного человека – до социального стресса как показателя (одного из) общего уровня благосостояния общества.

Диагностика-превентивная система ИДИКС (изучение диагностика и коррекция стресса) (Леонова, 2001; 2004)

1. Диагностическая часть Ø Многомерная оценка симптоматики стресса на разных уровнях проявления
2. Оценочная часть Ø интегральная оценка уровня стресса Ø качественная хар-ка синдромов стресса
3. Превентивная часть Ø подбор комплекса оптимизационных мер в соотвествтии с выявленной спецификой синдрома стресса

Большой опросник из 120 вопросов (первый систематизированный в своем роде) + 3ая часть – часть превентивная (банк рекомендаций, методов, подходов борьбы со стрессом).

Результаты выводятся в трех вариантах:

· Сам человек

· Психолог

· Руководитель организации – забота о психическом здоровье подчиненных есть одна из задач руководителя.

Потому что нельзя выработать универсальный стратегий и подо все случаи.

Уровень: выраженный – высокий – умеренный – низкий

Принцип подбора методов борьбы: все должно быть очень индивидуализированно, экологично человеку.

Шкалы ИДИКС:

Синдром выгорания

Симптомы:

Ø Эмоциональное истощение – усталость только от мысли о том, что нужно работать; нежелание, чтобы кто-то трогал, звонил, потеря интереса к тому, что раньше радовало.

Ø Деперсонализация (деперсонофикация) – формальность взаимодействия с коллегами (забываешь, что имеет место работа с людьми!). Негативное отношение к окружающим. Кажется, что все чего-то от меня хотят. Безразличие и цинизм.

Ø Редукция личных достижений– отсутствие перспектив роста, заниженная оценка своего потенциала (трудности в общении иразрешении конфликтых ситуаций). Чувство, что ничего не достиг в жизни.

Стадии развития синдрома выгорания:

Снижение заинтересованности

А) Клиенты/пациенты

Б) Другие…

Не всех можно вылечить и не надо их всех лечить!

В) Работа – негативное отношение к работе, пресыщение и прогулы

Г) Завышенные требования – концентрация на союственных желаниях и жажда признания

Редукция активности

А) Работоспособность

Б) Мотивация – синижение инициативности – служба по предписанию. Нежелание достигать целей, отсуствие внутренней направленности.

В) Творчество

Г) Стагнация

Отчаяние

11.05.16

Cтадии развития переживания стресса (модель М.Хоровитца) –

*похоже на стадии при смертельной болезни по Кюблер-Росс

Психология стресса

Лекция 1

10.02.16

· Иследования стресса и совладающего поведения – доминирующая линия современных исследований в публикациях по психологии!

Логика построения курса:

1. Что такое стресс? Виды стресса (эустресс и дистресс). Основные эффекты стресса.

2. Как анализировать и исследовать стресс? (Основные модели и подходы)

3. Как корректировать стресс?

Стресс – нажим, напряжение, давление (от англ. stress)

Два основных типа интепретации понятия стресс:

1. Стресс – комплекс факторов внешней и внутренней среды, требующих от организма/субъекта мобилизации дополнительных ресурсов для адаптации к усложненным условиям существования или реализации деятельности.

2. Cтресс – состояние организма или субъекта,возникающее в ответ на внешние или внутренние воздействия, затрудняющие жизнедеятельность или реализацию актуальных поведенческих задач.

Ганс Селье (1936 год): стресс – генерализованная адаптационная реакция организма на повреждение (затруднение) как таковое.

Различение понятий (Лазарус):

· Физиологический стресс

· Психологический стресс

Физиологическая трактовка: стресс возникает тогда, когда требования ситуации превышают ресурсы индивида.

Психологическая трактовка: механизм развития стресса – опосредован: субъективным восприятием и когнитивной оценкой.

Факторы:

- новизна ситуации

- личностная значимость

- сложность задачи

Наука об управлении стрессом = стресс-менеджмент

Что такое стресс?

Затруднительная ситуация (экстраординарные события, осложнение условий, высокий темп, интенсивные нагрузки)=>>> состояние повышенного напряжения в ответ (на затруднение: на уровне физиологических/психологических реакций)

Контексты изучения стресса:

1. Физиологический стресс:

v Эмоциональный стресс (нервно-психический, психоэмоциональный) = стресс очень эмоционально окрашен обычно

v Повседневный стресс

v Рабочий стресс, трудовой стресс, профессиональный стресс

2. Психологический стресс:

v Информационный стресс

v Семейный стресс

v Организационный стресс (наличие стресса, присущего для всех членов целостной организации = например, у нас на факультете требование переписать программу)

v Популяционный стресс (демографические исследования)

Социально-экономические последствия переживания стресса:

Леви –автор учебника по психологии стресса, швед.

v Нарушения поведения, жизненной активности (прежде всего – профессиональной деятельности) + девиантное поведение, синдром выгорания, прокрастинация

v Нарушения здоровья (физического и психического), личностного благополучия

ð страдает КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Качество жизни – комплексный критерий уровня социального развития общества

Исходный перечень 1961г. Комплексная критериальная оценка с 1998г.
Здоровье Уровень материального достатка
Потребление продуктов питания Образование
Образование Здравоохранение
Занятость Занятость населения
Условия труда Уровень безработицы
Жилищные условия Организация политической жизни
Социальное обеспечение
Одежда
Отдых
Свободное время
Права человека

Болезни стрессовой этиологии:

· Сердечно-сосудистые болезни

· Болезни желудочно-кишечного тракта

· Болезни обмена веществ и имунные расстройства

· Психические расстройства и пограничные психические заболевания (неврозы)

+

· Болезни опорно-мышечного аппарата

· Онкологические заболевания

Лекция 2

17.02.16

История:...

Ø Клод Бернар

Ø Уолтер Кеннон

Ø Ганс Селье - основатель научной концепции стресса. Еврей.

Концепция общего адаптационного синдрома (ОАС)

ОАС=стресс

Ø Генерализованная неспецифическая реакция организма на "повреждения", напряжения, трудность, которая сопровождается всеобщей мобилизацией защитных (адаптационных) резервов организма

Содержание:

1. Адаптационные гормоны.

2. Триада соматических признаков. Уровень функционирования больших физиологических систем.

3. Динамика ОАС во времени.

Триада стресса

• Увеличение объема надпочечников - повышение секреции катехоламинов (адреналин, норадреналин).

• Точечные кровоизлияния на слизистой жкт (разрывы сосудов, язвочки) - снижение секреторной активности.

• Сморщивание вилочковкой железы (регулирует уровень иммунитета и связана с составом лимфы) и лимфатических узлов - "омоложение" формулы крови, повышение иммунитета.

=> В ответ на стресс задействованы разные системы. Для повышени тонуса и готовности к действию.


2. На нейрогуморальном уровне - мобилизация защитных сил организма.


Короткогормоны: глюкокортикоиды - повышают уровень глюкозы в крови.


Карта сайта
klassifikaciya-naledej-po-ploshadi-i-obyomu.html
klassifikaciya-perelomov-bedra.html
klinicheskaya-kartina-bronhialnoj-astmi.html
klinicheskie-sindromi-i-stadii.html
kliniko-epidemiologicheskaya-harakteristika.html
koncert-posetili-okolo-500-chelovek.html
kontrol-akklimatizacii-na-marshrute.html